Постоянные переезды и танцы на уроках: история учителя музыки из Кирова
Совсем недавно в нашу редакцию позвонили, чтобы рассказать об учителе с большой буквы - Мире Юрьевне Мельчановой, учителе музыки из школы №30.
Наша героиня родилась в музыкальной семье. Ее мама преподавала сольфеджио в детской музыкальной школе, а после того, как вышла на пенсию, стала петь в кировском клубе ветеранов. Папа работал в колледже культуры по классу баян. Там он организовал оркестр русских народных инструментов среди преподавателей. Интересно, что большинство учителей перешили в филармонию имени П.А. Чайковского и играют в оркестре имени Ф.И. Шаляпина. Именно родители привили любовь нашей героине к музыкальному искусству.
Организатор. Закончила школу, а куда идти дальше? Конечно, пошла в колледж искусств. В колледж поступила на дирижерско-хоровое отделение. После окончания учебы меня распределили в школу №51. Вела уроки музыки, а также организовала вокально-хоровой кружок и даже среди учителей художественную самодеятельность. Выступали на городских конкурсах, занимали призовые места. Но к сожалению, в этой школе проработала только два год.
По долгу службы. Вышла замуж за военного. Жили в разных городах по месту службы мужа: в ГДР, в Амурской и Мурманской областях. Всегда старалась найти работу по своей профессии. Если не было работы в школе, то шла в дом культуры. Там организовывала детские кружки, где дети пели, выступали на концертах и праздниках.
На родину. Муж завершил службу. В семье росли два мальчика, которым надо было дать полноценное образование. Мы вернулись в родной Киров. Своей квартиры у нас не было, приходилось снимать. Переезжали несколько раз, пока муж не получил долгожданную квартиру. Работу тоже приходилось менять, пока не устроилась в школу №30. В ней работаю около 30 лет. В ней проходит моя педагогическая и творческая жизнь.
Все сами. С коллегами, учителями музыки из других школ, часто собирались в ЦПКРО в методическом объединении "Музыка". Учились, помогали, проводили открытые уроки, на которых делились опытом. Сами организовывали и проводили конкурсы песен "Юные голоса Вятки" среди общеобразовательных школ города. Радовались победам вместе с учениками.
Другой предмет. Раньше урок музыки назывался урок пения. Но благодаря программе советского композитора и педагога Д.Б. Кабалевского и продолжателей его идей: Е.Д. Критской, Г.Л. Сергеевой и Т.С. Шмагиной предмет стал называться уроком музыка. Программа предполагает, что дети с первого по седьмой классы научатся слышать и слушать музыку, познавать мир искусства.
Танцы на уроках. Сейчас дети на уроке наслаждаются красотой исполнения, познают новые музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов. С учениками из начальной школы проходят подвижные уроки: с танцами, песнями, играми. Мы живем в хорошее время - цифровых технологий. Они помогают перенести ученика в музыкальный театр, концертный зал на любое выступление, спектакль.
Работаю по профессии почти 40 лет. В последнее время часто задаюсь вопросом: "А почему не ухожу на пенсию?". И потом сразу отвечаю, что я люблю свой предмет. Мне нравится работать с детьми. На уроках школьникам передаю любовь и знания к музыке, искусству. Когда ребенок уходя с урока, говорит: "Спасибо! Мне все понравилось, Мира Юрьевна!" - это и есть главная цель моей профессии. Искусство - это культура души.