Progorod logo

"Хочу выступить в Большом театре": кировский учитель о мечтах и работе

16 сентября 16:00Возрастное ограничение16+
Фото из личного архива Ирины Еноктаевой

Продолжаем серию публикаций в рамках конкурса "Народный учитель — 2025".

Ирина Тенгизиевна Еноктаева — педагог-организатор, советник директора по воспитанию и учитель биологии в кировской школе №66. Женщина горит своим делом и любит фразу: образование может быть средним, но воспитание должно быть высшим. Ирина Тенгизиевна рассказала о спектаклях, которые она с учениками ставит в школе и о главном секрете мастерства.

Выбор профессии

Я родилась в небольшом городке в Кировской области — Уржуме. С детства в играх отводила для себя роль учителя: двор у нас был большой, много младших ребят, за которыми нужно приглядывать. Устраивали концерты.

Когда в 16 лет пришло время выбирать профессию, я колебалась между театральным и педагогическим. Выбрала прагматичную сторону. Но про театр не забыла и стала педагогом-организатором. Училась заочно и сразу пошла работать в школу.

Сначала с активными, горящими ребятами создали клуб и кружок. Когда переехала из Уржума в Киров, пришла в школу №66 и поняла: нужно создавать театральную студию. Среди моих выпускников есть актеры и режиссеры. Получается, совместила две мечты.

Первое 1 Сентября

Своего первого 1 Сентября я не боялась. Шла в школу, которую закончила. Со мной было ощущение родного дома, где меня любят и поддерживают. Мы много готовились, и хотелось дать всем детям то, что получила я. Считаю, что училась в лучшей школе — школе №3 города Уржума.

Сложности

Самое трудное в работе — это поддерживать многозадачность. Разноплановость доставляет неудобства. Иногда приходится целенаправленно себя заставлять. У меня высокие требования к себе. Бывает, на часах полночь, а я в школе. Порой и дети со мной до этого времени сидят.

Придумать сюжет — это непросто. Подобрать образы, музыку, костюмы. Организовать все так, чтобы получилось приемлемо по финансам. Монтаж, склейка, рисование. Театр — это не только репетиции.

К тому же, я классный руководитель двух классов, сейчас у меня 11-й и восьмой. Старшие — серьезные, интеллектуальные. Младшие — яркие, эмоциональные, творческие, энергичные.

Конечно, совмещать сложно, потому что хочется уделить время каждому. И я почти все свое время трачу на детей.

Школьные спектакли

Мы ставим спектакли разных направлений. Первое — социальные спектакли, направленные на решение подростковых проблем. В 2023 году моя ученица потеряла близкого человека и тяжело переживала утрату. Девочка мне все рассказала, мы с ней поплакали. После — она написала на бумаге все эмоции. И я поняла: это спектакль! Ребята из актива добавили свое, и родилась постановка "Школьный музей".

Сюжет в том, что дети остались в музее и попали в прошлое. И чтобы вернуться в настоящее, им нужно было проработать эмоции и травмы. Мы сделали постановку иммерсивной: зрители сидели в наушниках и могли влиять на ход спектакля.

Второе направление — военно-патриотические спектакли. В 2024 году мы ставили "Горечь сирени". Это история о девчонках-выпускницах, которые хотели стать врачами, актрисами. После выпускного они пошли гулять и наткнулись на куст сирени. Одна из подруг рассказала, что, если найти цветок сирени с пятью лепестками, исполнится желание. Четыре из пяти девочек нашли цветки с пятью лепестками и загадали профессию мечты.

Четверо подруг стали теми, кем хотели, но погибли, ведь дело было на войне. Пятая подруга, чье желание не исполнилось, осталась жива. И она сказала: мы должны жить, чтобы они остались в нашей памяти.

Третье направление — спектакли к датам. Ко Всемирному дню борьбы со СПИДом мы делали постановку. Выяснилось, что не все знают о том, что это за заболевание и насколько оно опасно. Мы тогда сделали спектакль плюс обсуждение: актеры отвечали на вопросы из зала от имени своих персонажей.

Четвертое направление — мюзиклы. Это интерактив, куда вовлечен танцевальный коллектив школы, вокалисты. Каждый год профессионально снимаем эти постановки, идет шестичасовая съемка.

Все наши спектакли не для маленькой аудитории — от 60 человек. Для меня это про масштаб, значимость, истинное развитие.

Детские умения

Основной навык, который дети должны забрать из школы — это самостоятельность. Они должны уметь найти все, везде, когда угодно. Все наши традиции связаны с лидерством. Дети могут без меня организовать мероприятие с нуля, подойти к любому человеку в школе. Они не боятся, могут подать себя на сцене, развиваются.

Трогательные подарки

Самый милый подарок, который мне сделали дети, — это котенок. Сейчас у меня нет семьи, и ученики позаботились, чтобы я никогда не оставалась одна. Девочку я назвала Николь. На Новый год подарили корзину мандаринов, и на каждом было написано пожелание от ученика. Однажды в мой день рождения ученики сделали мне трон, и я была царицей.

Секрет

Я думаю, что лайфхак одного может не подойти другому. Но я бы своим главным секретом назвала любовь, то, как ты чувствуешь. Я хочу вкладывать в детей то, что было вложено в меня.

Дети-педагоги

Каждый мой ученик не должен становиться педагогом. Это призвание, нужно отдать большую часть своей жизни другим людям. Здесь есть даже некое жертвование. Может не остаться времени на себя и семью. Ну а я просто счастлива от того, что я учитель.

Хобби

Я интегрирую увлечения в школьную жизнь, чтобы хватало времени на все. Играю на гитаре — устраиваем концерты и квартирники с детьми и родителями. Люблю путешествовать — мои дети активно ездят по стране. За четыре года мы посетили 12 городов. Люблю кино — мы с детьми уделяем время фильмам, обсуждаем их.

В 2024 году Ирина Тенгизиевна получила премию губернатора Кировской области "Педагогический талант". Ее номинация — "За вклад в воспитание подрастающего поколения".

Блиц-опрос

Если не учителем, то кем бы стали? Актрисой.

Если бы предоставилась возможность пообщаться с Президентом, что бы попросили? Чтобы развитие и воспитание стали основой в образовании.

Что может сделать учитель за 30 секунд? Ответить на 1000 вопросов. Обнять весь класс, а может, и оба.

Какой безумный поступок вы бы совершили? Я бы хотела выступить на сцене Большого театра — люблю выходить за рамки.

17 сентября мы закончили принимать заявки на номинантов премии "Народный учитель-2025". 29 сентября на сайте progorod43.ru и в телеграм-канале "Новости Кирова - Pro Город" стартует голосование. Оно продлится до 23:59 5 октября. Победитель получит 30 000 рублей, остальные участники - ценные призы! Масштабная церемония награждения состоится 9 октября 2025 года в ОДНТ.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: