Progorod logo

"Анатольевна, посмотри, как красиво!": кировчанка о том, как заговорил 22-летний парень из интерната для особенных детей

14:00 12 декабряВозрастное ограничение16+
Фото из личного архива Ольги Койковой

"Pro Город" продолжает публиковать истории жителей Кировской области, которые совершают добрые дела. Мы уже писали о 12-летней девчонке, которая спасла прохожую от нападения пьяного мужчины с ножом; о мужчине, спасшем подростка от падения с моста и о других кировчанах, героически проявивших себя. Сегодня в рамках проекта "Герой нашего города - 2025" речь пойдет о женщине, ежедневная деятельность которой - доброе дело и подвиг. Ольга Койкова - матушка и педагог Мурыгинского дома-интерната "Родник". Она работает с детьми с интеллектуальными нарушениями: занимается с ними в самом интернате практически без выходных, а также возит в паломнические поездки, знакомит с Великорецким крестным ходом и просто организует для детей досуг и путешествия. О своей деятельности, особенных детях и чудесных историях Ольга рассказала "Pro Городу".

Династия. Ольга знакома с мурыгинским интернатом с детства: там работали ее родители. Как говорит наша героиня, она из династийной семьи.

Всегда помогала родителям. Это сейчас в обиходе слова "инклюзия" и "волонтерство", а тогда ты просто шел и помогал. Например, мама отправлялась с группой в поход. А я несла воду, поила ребяток, играла с ними в мяч.

Любовь к детям и своему делу. Ольга работает в интернате более 30 лет. В 2012 году Министерство соцразвития Кировской области и Вятская епархия заключили соглашение, и Ольга взялась вести православное направление.

Случайных людей в интернате нет: все с огромным сердцем. Мы обожаем детей. Они солнечные, добрые, замечательные и всегда говорят правду. Если тебе не идет наряд, они скажут: "Сегодня у тебя некрасивое платье, вчера было лучше". Мы приучены промолчать лишний раз, а они все честно говорят.

К тому же ребята в интернате, по словам матушки, открытые и любвеобильные.

Им хочется обниматься все время. Как правило, они зовут нас мамами. Со многими ребятами говорим на жестах - все сотрудники интерната владеют языком Макатон (языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы, которая используется для коммуникации людьми с расстройствами развития учебных навыков). Выговорить "Ольга Анатольевна" особенному ребенку сложно. Хорошо, если он скажет "Оля!" - это уже победа. Нас радуют эти маленькие достижения ребят.

Служение. Муж Ольги не так давно стал служить в храме Иконы Почаевской Божией Матери поселка Гирсово, и Ольга стала там же матушкой. Когда речь заходит об отдыхе, она отмечает, что время в храме - это ее перезагрузка.

В храме в выходной получаю силу и поддержку. Восстанавливаюсь и понимаю, что интернат и храм - это мое служение. Кроме того, я заряжаюсь в паломнических поездках с ребятами.

Паломнические поездки Ольги с особенными детьми - кладезь чудесных историй.

Как заговорил Никита. Однажды Ольга с детьми поехала в Белогорье в Пермском крае (Белогорский Николаевский монастырь - мужской монастырь на Белой горе в Кунгурском районе Пермского края). Один мальчишка - Никита - по большей части молчал, мычал односложно "да" и "нет", кивая и мотая головой.

Прямо в автобусе мы исповедовались батюшке. А потом поднялись в гору, выше облаков, увидели храм, дорожки, просторы, дали. Иду, любуюсь. Ребятки со мной, все хорошо. Среди них идет и молчащий Никита. Вдруг слышу его крик: "Анатольевна, посмотри, как красиво!" И тут я присела от страха. Ребенок, который не говорил 22 года! Я его спрашиваю: "Никита, ты что ли разговариваешь?" И он: "Да-да-да, когда мне хорошо". Видимо, ему настолько было хорошо в этой поездке, что он заговорил.

До этого случая все 22 года Никита не умел ни писать, ни читать. А после - начал рисовать и мастерить макеты храмов.

В тот момент в Мурыгино только строился храм, и мы не знали, каким он будет. Никита, не умея пользоваться линейкой, аккуратно склеил макет, вырезал окна и двери. Все открывалось. А потом покрасил его в ярко-желтый цвет. А теперь у нас желтый Крестовоздвиженский храм. Вот как Господь управил этим особенным мальчиком?

Сила детской молитвы. Вторая яркая история, которой делится Ольга - это рассказ про мальчика Колю (имя изменено). Он все время сбегал из интерната. После одного из побегов серьезно пообещал, что это был последний раз. Тогда старший воспитатель заверил Колю: если он действительно перестанет сбегать, Ольга Анатольевна возьмет его с собой в поездку.

И вот мне звонит матушка Надежда, говорит, что принесли большую денежку, можно далеко поехать. И нас берут в Москву. А мы же Коле пообещали. Я говорю: если мальчишка в Москве убежит, мы его никогда не найдем. Реально испугалась. 50-местный автобус, все хотят к Матронушке поехать. А меня еще и садят впереди, с экскурсоводом. И некогда за Колей следить. Но в группе оказывается женщина, болеющая раком. Коля выбрал ее, на все источники с ней сходил.

В то путешествие с ребятами ездил батюшка. Он научил Колю молиться.

Ребенок с усердием стал читать. Молится, прикладывается к каждой иконе. А когда мы приехали домой, не прошло и недели, как мне звонят и сообщают, что к Коле приехала мама. Семь лет не было. Я сразу примчалась в интернат и спрашиваю: "Почему же вы не приезжали все эти годы?" Она отвечает: "Стыдно сказать. Украду-сяду-выйду, неловко ведь к парню ехать. Мать-воровка в тюрьме сидит". А тут приехала - волосики завиты, губки накрашены, две сумки передач. Сила детской молитвы, мы ее наяву увидели.

Первый крестный ход. Впервые Ольга пошла в Великорецкий крестный ход после трагических событий в жизни. У нее уже было двое детей, когда трагически закончилась третья беременность.

В реанимации у меня в голове крутились картинки бабушек с рюкзаками. Когда вернулась домой из роддома, сказала родителям, что видела бабулечек и какой-то мужчина встречал меня. Родители говорят: "Так, слушай, бери-ка рюкзак, иди в крестный ход, тебя святитель Николай спас". Дочка училась в третьем классе. Мы надели рюкзаки и пошли, ничего не понимая. Ноги в кровь стерли, наревелись. Вот и моя история знакомства с Великорецким крестным ходом.

Позже ребята из интерната стали помогать матушке кормить паломников - в Загарье, Великорецком Медянах, Мурыгино и Гирсово. Сейчас в Великорецком Ольгу и ее подопечных хозяева одного дома пускают пожить летом.

Оглянитесь! Матушка поделилась словами, которые она бы сказала всем живущим на Земле, если бы у нее была такая возможность.

Мне бы хотелось, чтобы все люди оглядывались: наверняка рядом есть тот, кому нужна помощь. Не обязательно это человек, который живет в интернате или детском доме. Просто сосед, которому нужно доброе слово, улыбка. И человек расцветает, знает, что ответить. Есть, конечно, люди-буки, но на добрые слова и человек-бармалей оглянется и подарит свою улыбку.

До 30 декабря мы принимаем заявки на номинантов премии "Герой нашего города". Расскажите о своем герое: пришлите его имя, краткую историю и контактный телефон на электронную почту progorod43@gmail.com. Мы свяжемся с номинантом и опубликуем его историю на сайте progorod43.ru и в наших соцсетях. В январе пройдет голосование, а победитель получит звание и премию 20 000 рублей.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: