Разбираемся в тонких вопросах ОСАГО
С приближением осени неминуемо растет количество аварий на дорогах. Дожди, гололед, ямы, припаркованные как попало автомобили, плохо освещенные улицы – вот далеко не полный перечень опасностей, поджидающих своих автомобильных жертв. И порой ни большой опыт и стаж вождения, ни амулеты в салоне не могут уберечь нас от потерянных нервов, времени и денег.
Тот, кто побывал в подобных ситуациях, знает, что главное – это избежать паники и действовать в соответствии с правилами: вызвать и дождаться сотрудников ГАИ, собрать контакты очевидцев, заполнить бланк извещения о ДТП, который прилагается к полису ОСАГО, сделать фото- и видеозапись происшествия, чтобы впоследствии воссоздать полную картину и схему ДТП.
Когда первый этап фиксации происшествия закончен: даны все объяснения, подписаны протоколы, пройдено медицинское освидетельствование, получены необходимые справки от ГИБДД, как правило, водитель еще находится в стрессовой фазе. Впереди – визиты в страховую, очереди, ожидания, ремонт поврежденного авто и прочие незапланированные хлопоты. Единственное желание в этот момент – избежать волокиты и как можно скорее восстановить привычный ритм и образ жизни, так зависящий от «средства передвижения». Особенно, если не вы виновны в ДТП.
Эти эмоции испытывает каждый участник аварии. Кто-то успешно справляется с ними и начинает действовать по четкому регламенту: заявившись в страховую по ОСАГО и получив направление на ремонт в течение одного дня, отправляет автомобиль в сервис и ожидает окончания ремонта. А кто-то становится легкой добычей для разного рода «дельцов» - автоюристов, которые перехватывают потерпевшего после ДТП. На месте аварии или около ГИБДД заключают с ним соглашение и оформляют доверенность на полное представление интересов в суде, выкупая право требования возмещения ущерба за символические деньги, которые готовы заплатить «здесь и сейчас». Мало кто задумывается в этот момент, что попадает на крючок «добродетеля», единственная цель которого – получить выгоду от удачной сделки, ведь штрафы, пени, завышенный размер ущерба идут в карман автоюристов, которые неплохо на этом наживаются.
По информации страховщиков, автоюристы на месте выплачивают своему клиенту определенную часть средств, после чего у потерпевшего пропадает интерес обращаться к страховщику ОСАГО напрямую. Потерпевший при этом получает сумму, как правило, меньше, чем мог бы выплатить страховщик, подчеркивают в РСА. А автоюристы далее самостоятельно направляют претензию страховой компании и получают десятки и сотни тысяч отсуженных денег страхователей.
В РСА указывают, что если средний размер выплаты по ОСАГО в досудебном порядке с 2011 по 2015 год составлял 35 615 рублей, то средний размер выплаты за аналогичный период времени с учетом судебных издержек почти вдвое больше - 62 944 рублей. Представители РСА сообщают, что деятельность автоюристов привела к сворачиванию страховыми компаниями деятельности в ряде регионов, после чего автомобилисты столкнулись с недоступностью полисов ОСАГО.
Мы обратились за комментариями к представителям страховых компаний Кирова. Вот что отмечает директор страховой компании «Зетта» Василий Созинов:- В обществе, к сожалению, сложилось устойчивое мнение, что обмануть страховую компанию не является преступлением. Посмотрите вокруг, на автобусах, на стеклах легковых автомобилей, столбах, тротуарах и других, вообще не предназначенных для рекламы местах, регулярно попадаются объявления «Не доплатила страховая компания, помогу…» в различных интерпретациях. Да что тут говорить, если напротив входа в областное ГИБДД, прямо на асфальте подобное объявление и стрелочки в сторону так называемого «ДТП-центра».
Удивительное дело, своих потенциальных клиентов автоюристы пытаются убедить в том, что их непременно обманут и только они, автоюристы - защитники всех сирых и убогих. В чем же здесь подвох? Начнем с того, что в уставных документах организаций автоюристов в качестве цели написаны не благородные "защита, помощь" и тому подобное, а получение прибыли. То есть, автоюристы прежде всего зарабатывают на пробелах в законодательстве, проблемной ситуации (ДТП), используя честное имя страхователя.
Таким образом, автоюристы паразитируют на гражданах, страховых компаниях и обществе в целом.
Как всегда бывает, за сверхдоходы некоторых ответят законопослушные и добропорядочные.
По мнению страховщиков, деятельность автоюристов уже привела к убыткам ОСАГО в регионе, и, как следствие, образовавшемуся дефициту страховых полисов.
Руководитель департамента урегулирования убытков Росгосстрах Киров _____:
- ОСАГО. Этот сегмент сейчас переживает очень тяжелое время: высокая убыточность вызвана не объективными, а субъективными причинами. К сожалению, на результаты ОСАГО и его перспективы большое влияние оказали автоюристы. От их «благородной» деятельности по защите интересов людей страховой рынок России серьезно потерял: судебные выплаты, издержки и прочее составили порядка 18 миллиардов рублей. Если ранее ОСАГО было драйвером рынка страховых услуг, то сейчас оно губит компании. Если не будут приняты законодательные меры по борьбе с "автоюристами", то этому виду страхования осталось жить меньше года.
В мае президент РФ Владимир Путин заявил, что Банку России следует проработать вопрос о переходе на натуральную форму возмещения по ОСАГО. Минфин уже опубликовал законопроект 20.09.2016 года http://www.interfax.ru/russia/529156. В официально опубликованном документе содержится положение о преимущественном использовании формы восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, повышение с 50 000 рублей до 100 000 рублей максимального размера страховой выплаты по «европротоколу» (без оформления ДТП в ГИБДД), а также некоторые другие нормы. Планируемый срок вступления в силу законопроекта - июль 2017 года.