50 лет со дня взрыва на "Трудовых резервах": "Навстречу нам вели человека с обуглившимся лицом"
Рассказы очевидцев событий
В пятницу, 25 мая, исполнилось 50 лет со дня трагедии на стадионе "Трудовые резервы". 25 мая 1968 года во время праздничного шоу на стадионе взорвался склад с пиротехникой.
По официальной информации, погибли 39 человек: 11 школьников, 9 военнослужащих, 1 сотрудник милиции, 2 работника буфета, 2 работника стадиона, 3 артиста московского театра, 1 пиротехник, 10 зрителей. 11 человек получили тяжелые травмы, 21 — менее тяжкие, 40 — легкие повреждения.
Этот день не отмечен в календарях, сегодня нет памятных акций, но забыть о взрыве и его последствиях невозможно. Участники событий рассказали о том, что происходило 25 мая 1968 года на стадионе.
Не хотели идти. Марина в 1968 году закончила первый класс. Папа был военным и должен был работать на параде.
Помню, папа принес билеты на представление на стадионе "Трудовые резервы", посвященное годовщине победы во Второй мировой войне. Помню разговор родителей. Мама почему-то очень не хотела идти, а папа уговаривал, что идут многие из нашего дома, папа на этом представлении должен был сопровождать взвод солдат из воинской части. Родители даже немного поругались, но мама согласилась пойти, - рассказывает Марина.
Стадион «Трудовые резервы». 1950-еПраздничный фейерверк. Марина перед началом представления захотела пить и пыталась уговорить папу сводить ее в буфет. Они уже собирались спускаться, когда увидели в небе салюты.
Через несколько минут взрывы фейерверка стали сопровождаться языками пламени. Люди начали понимать, что это не начало концерта, а какое-то происшествие. Потом увидели взрывы. Все побежали к выходу. Мы со старшей сестрой Натальей держали маму за руки, в толпе потеряться было легко, - вспоминает Марина.
Спортивный праздник на стадионе «Трудовые резервы». 1960-еХаос. На стадионе за считанные секунды началась давка. Появились первые пострадавшие. Военные и сотрудники милиции сначала своими силами пытались организовать эвакуацию людей.
Помню милиционеров, который помогали людям пройти к выходу. Навстречу нам вели человека с обуглившимся лицом. Папа вернулся к солдатам, быстро организовали помощь пострадавшим людям. Взрывы пиротехники продолжались из горящего здания с такой силой, что на поле стадиона летели горящие балки перекрытий, придавливали людей, помочь им было невозможно.
Не готовы. Как вспоминает Марина, раненых взрослых и детей было очень много. Врачи забирали тех, кому можно было помочь.
Папа командовал отправлять раненых людей сверх норм, чтобы как можно большему числу людей оказать помощь. Пожарные машины приехали без воды. От стадиона ездили на речку Хлыновку заправляться водой. Я очень хорошо это помню из рассказов отца, службы были не готовы к такой трагедии, - продолжает рассказ кировчанка.
Оплавившиеся колготки. Старшая сестра Марины Наталья вспоминает, что трагедию ликвидировали до поздней ночи.
Было страшно, паника. Милиционеры направляли людей к выходу на улицу Горбачева, помню девочку-балерину, участницу выступления, у нее на ногах были оплавившиеся колготки, девочка была в шоке, взрослые рядом пытались ей помочь. Мама очень переживала за папу, он остался на стадионе. Какое-то время мы стояли рядом со стадионом, ждали отца, но потом стало ясно, что он остался организовывать эвакуацию пострадавших людей, и мы ушли домой. Около 11 часов вечера пришла знакомая и сказала, что видела отца, он жив-здоров и шагает по улице Коммуны со взводом солдат в часть. Еще одна мамина знакомая, зная, что мы ходили на концерт, прибежала к нам домой с лекарствами на случай, если понадобится помощь. Все кировчане старались помочь людям, оказавшимся на месте трагедии, - рассказывает участница событий Наталья.
Атомная бомба. У стадиона в момент трагедии собралась большая толпа зевак. Некоторые люди вели себя просто отвратительно.
До сих пор помню слова какого-то мужчины, который сказал: «Не пустили на концерт, так дайте хоть на это посмотреть». В нашем доме жили две студентки политеха. В ночь после трагедии они долго делали чертежи и слушали радио, "Голос Америки" передавал, что «в маленьком сибирском городке взорвалась атомная бомба», - вспоминает Наталья.
Причина. Со времен трагедии 1968 года здание стадиона «Трудовые резервы» так и осталось полузаброшенным.
О причине трагедии рассказывали, что был брошен окурок рядом со складированной пиротехникой, предназначенной для двух представлений на стадионе, причем рядом находилось каменное здание, но пиротехнические средства разместили в деревянном, - дополнила Наталья.
В субботу, 26 мая, в 9:00 состоится панихида. Отец Андрей Лебедев призвал кировчан приносить имена погибших в трагедии и приходить помолиться в Трифоновом монастыре рядом с местом трагедии.
Читайте также: