"Однажды на занятия привели 8-месячного мальчика": логопед о тонкостях профессии
Тамара Кислицина рассказала о своей работе
Ежегодно 14 ноября отмечается Международный день логопеда. Кировчанка Тамара Кислицина, логопед с 42-летним опытом работы, накануне праздника рассказала о тонкостях работы и о секретах профессии. Еще в старших классах, будучи ученицей, мама Тамары Владимировны привела дочь на прием к знакомому логопеду, который принимал другого ребенка. Белый халат и восхищенные глаза ребенка-пациента очаровали кировчанку, это навсегда привило ей любовь к профессии.
В Санкт-Петербурге, фото из личного архива героини публикацииБыть логопедом - мечта детства. Я училась в Ленинграде, всегда считала его самым красивым и интеллигентным городом страны. Закончила дефектологический факультет Ленинградского педагогического института по специальности логопедия. Обучение было интересным: одновременно мы изучали и педагогические, и медицинские предметы, было обязательным посещение клиник, разбор историй больных, присутствие на операциях и вскрытиях, педагогическая практика в школах и клиниках, обучение у лучших специалистов в своей области.
Про работу. После окончания института меня по распределению отправили работать в Северную Осетию, но я отказалась и приехала в Котельничскую вспомогательную школу. После 36 лет отработала в Детской областной клинической больнице Кирова. Желания сменить работу никогда не было, мне нравится работать и учиться новому. За прошедшие годы много раз проходила специализации и учебы по различным проблемам логопедии в Москве, Петербурге, даже в Германии и Швейцарии. Однажды коллеги в Германии, посмотрев видеозаписи наших занятий по коррекции заикания, были в недоумении: "А зачем вы так эффективно работаете, вдруг они совсем вылечатся, вы тогда останетесь без работы и без денег? Пусть занимаются пожизненно". Сейчас я являюсь руководителем центра логопедии в Кирове.
На работе, фото из личного архива героини публикацииКто такой логопед? Нарушений речи очень много - это и проблемы с развитием связной речи, грамматическим оформлением высказывания, заикание, нарушения письма и чтения, нарушения голоса, проблемы с речью после инсультов и черепно-мозговых травм.
Про пациентов. Самым юным стал 8-месячный мальчик, преждевременно родившийся с весом всего 1 килограмм. Была проведена диагностика развития ребенка и консультация для мамы. После мальчик развивался успешно и догнал сверстников. А самым взрослым учеником оказался мужчина 60 лет с потерей речи после инсульта.
Про обучение взрослых. Взрослые тоже обращаются с проблемами произношения звуков, чаще всего, когда это мешает успешной работе. Например, в военные училища и силовые структуры не берут людей с нарушением хотя бы одного звука, поэтому парням нужно заранее исправить все дефекты до вступительных испытаний. Также работа в системе просвещения тоже предполагает отсутствие нарушений произношения. Взрослые значительно серьезнее подходят к занятиям с логопедом, стараются быстрее исправить нарушение. Однако процесс закрепления звуков у них проходит сложнее и медленнее, чем у детей.
На работе, фото из личного архива героини публикацииСлучай из практики. Сейчас редко бывает, что у ребенка присутствуют только легкие дефекты произношения звуков. В большинстве случаев требуются длительные комплексные занятия. Но был случай, когда всего за неделю 6-летняя девочка смогла исправить 10 нарушенных звуков. Девочка с мамой приехали из отдаленного района, занимались ежедневно усиленно. Мама обучалась вместе с дочкой, тренировались целый день самостоятельно по выданным заданиям. Вернулась домой с чистой речью. Все окружающие были приятно поражены. В целом на одном занятии можно поставить 1-2 звука, но их нужно обязательно закреплять, а этот процесс занимает от 1 месяца до полугода.
Родителям. Если вы обнаружили дефекты речи у ребенка, то поправлять его нужно особыми способами, иначе можно отбить всякое желание заниматься.
К логопеду стоит обращаться впервые в возрасте 1,5-2 года, если ребенок говорит менее 20-30 слов. Также, если к 2 годам ребенок не сможет сказать короткую фразу. В 3 года, если нет фразовой речи. В 4-4,5 года, если затрудняется в составлении рассказа и произношение многих звуков нарушено. Если у школьников есть проблемы с письмом и чтением.Ребенка даже без видимых нарушений речи нужно показать логопеду перед школой, чтобы убедиться, что нет логопедических проблем, мешающих обучению.
Дефекты исправимы. Дефекты произношения звуков, например "картавость", можно исправить в любом возрасте, это вопрос желания, времени и усилий. Но если человек имеет какой-то дефект произношения и это не мешает его работе, коммуникации с людьми, не страшно, это может быть его индивидуальной особенностью, изюминкой.
Про зарплату. Профессия логопеда по оплате сопоставима с учительской. Многие логопеды работают в частной сфере и устанавливают оплату занятий по своим тарифам. К сожалению, государственная система логопедической помощи не может полностью закрыть потребность в ней. Детей с нарушениями речи сейчас становится все больше: около 70 процентов дошкольников нуждаются в логопедической помощи, около 20-30 процентов школьников имеют нарушения письменной речи.
Про праздник. День логопеда встречаю на рабочем месте. Конечно же, будет чаепитие с коллегами и долгие разговоры о любимой работе. О чем бы ни начинался разговор логопедов, всегда возвращаемся к обсуждению логопедических проблем. И это здорово!
Самое интересное в работе логопеда – возможность найти, раскопать первопричину имеющихся проблем и воздействовать на нее. Что лучше, спрашиваю у родителей, голодного накормить рыбой или научить ловить рыбу? Самое главное в коррекции – научить ловить рыбу. Тогда можно справиться с любой проблемой.
Читайте также: