"Картавость можно победить и в 35 лет": логопед из Кирова о работе со взрослыми
Разбираем стереотипы о логопеде со специалистом
К сожалению, для многих взрослых фигура логопеда остается загадочной с момента детского сада, и есть множество стереотипов о том, что от картавости во взрослом возрасте избавиться нельзя. Редакция progorod43 решила поговорить со специалистом Анастасией Лызловой. Анастасия закончила ВятГУ. кафедру дефектологии, специальное (дефектологическое) образование направление логопедия. Работает в кировском центре очно и с учениками в онлайн-формате, с детьми и взрослыми из России и из-за рубежа. В основном с детьми, которые растут среди 2-3 языков.
Первые ученики появлялись спонтанно уже на втором курсе. Просто знали, что в такой-то комнате живет девочка, которая учится на логопеда, и приходили со своими вопросами. А первым учеником стала подружка соседки по комнате. Мы сделали дыхательные и артикуляционные упражнения, я просто показала, как получается [Ш], и у нее получилось просто по подражанию! Сразу же! Больше всех в шоке была я.
В своем деле мне нравится сам процесс взаимодействия с родителями и учениками. Нравится работать с речевыми нарушениями, разбираться в причинах: почему так произошло, почему ребенок не говорит, почему взрослый не научился говорить звук “р” и т.д., и выстраивать логическую цепочку до результата. Весь этот этап взаимодействия мне нравится.
Если говорить о взрослых, которые не выговаривают звуки, например “р”, “ш”, то обращаются нечасто. Мне кажется, этому способствуют два мифа. Первый о том, что логопед - это детский специалист. Это не так. И второй, что исправить звукопроизношение во взрослом возрасте невозможно. “Как я не говорил 35 лет звук “р”, так это исправить нельзя”. Это тоже миф.
Взрослые обращаются по разным причинам: кто-то хочет просто для себя. Бывает, приходят люди уже в возрасте: “А я просто хочу попробовать”. Или человек именно по работе: “Я чувствую себя некомфортно”, “Я директор”. А у кого-то это именно комплекс.
Есть взрослые, которые пережили инсульт или у них случилась черепно-мозговая травма, и тогда у взрослого речь распадается. Разные могут быть варианты: после аварии взрослый может не понимать речь или может понимать речь, но не может говорить. В этом случае взрослые обращаются к логопеду, потому что их направляют специалисты, невролог. В этом случае люди идут и все делают.
Процесс исправления у взрослых будет несколько отличаться от работы с детьми: чаще всего у детей долгий подготовительный этап к постановке звука и более быстрая автоматизация, то есть создание привычки. А у взрослых звук возможно поставить на 1-2 занятии, но автоматизировать/вводить звук в речь можно долго. Все зависит от того, почему возникло нарушение, как оно проявляется. Обычно работа со взрослыми занимает от 3-4 месяцев до года. Все индивидуально.
Сначала ты учишься, например, просто произносить один звук, а вводить в речь - это научиться произносить звук в словах и просто в свободной речи. Я всегда объясняю эти моменты взрослым, и каждый выбирает, как ему удобнее. Кому-то может потребоваться только 1 встреча в несколько недель для курирования.
Сложный случай - это подросток, которого к логопеду «притащил» родитель. В этом случае подросток приходит почти как на пытку. Еще и язык надо доставать, еще и дома регулярно заниматься. И здесь сложность именно в том, чтобы найти подход. Иногда родители думают, что я смогу «заставить», но я так не работаю. С детьми тоже важен этот момент, но там я могу буквально создать мотивацию с помощью классных игр и т.п.
Одна из игр для развития речи для детей
Некоторые проблемы речи нельзя исправить. Например, у людей, которые имеют поражения головного мозга после эпилепсии, аварии, после операций. В таких случаях логопед может скомпенсировать речь, но не исправить все нарушения полностью.