Леонид Сухотерин открыл кировским студентам тайны соцсетей
Эксклюзивное интервью легендарного PR-специалиста
В минувшую пятницу в стенах ВятГУ в рамках проекта "Лекции в Политехническом" выступил почетный гость из Ульяновска Леонид Сухотерин. Легендарный кировский PR-специалист, преподаватель курса «Организация работы отдела по связям с общественностью» в КФ МГЭИ, генеральный директор «Ульяновского областного водоканала» рассказал кировским студентам о том, как развивается сегодня интернет-пространство.
Ни минуты покоя. За несколько дней в Кирове Леониду Янковичу удалось успеть совершить массу полезны дел: не только прочитать лекции в ВятГУ, а также в КЭПЛЕ, но и побывать в Галерее Прогресса, увидеть своих выпускников, съездить в Слободской... Время у Леонида Янковича было расписано буквально по минутам. Нам удалось-таки вырвать талантливого преподавателя из плотного графика за несколько часов до лекции.
Леонид Янкович, как давно вы сотрудничаете в таком формате с кировскими вузами?
Давно. Первые лекции начал читать в ВятГГУ, куда меня пригласил декан факультета «Культурологии» Наталья Ивановна Поспелова. Теперь вот наладилось новое сотрудничество с ВятГУ. Очень рад принять участие в пятничной лекции, в новом образовательном и интересном проекте "Лекции в Политехническом". В Кирове я несколько дней, и все это время четко распланировано. В первый день, 6 декабря я провел мастер-класс для студентов «PR-кампания. Версия 2.0», в которой представил свое видение концепций современных PR-проектов и условий нового сетевого порядка (как могут помочь в развитии бизнеса социальные сети). Сегодня вечером прочитаю студентам в корпусе ВятГУ лекцию «Новый сетей порядок, пора заметить изменения». А в субботу – мини-вариант этой же лекции для учащихся КЭПЛа.
Вы сами являетесь активным пользователем соцсетей?
Социальные сети всегда являются инструментом чего-то. Их исследование и изучение очень интересно. Так как много управленческой работы, мне не хватает времени на полное обозревание всех сетей. В «Твиттере» меня, к примеру, нет. Анализируя сети, я пришел к такому выводу, что политики больше «сидят» в «Твиттере» и в Живом Журнале (LiveJournal), студенты в «Контакте», а представители СМИ – «Фейсбуке». Но это картина, которую можно наблюдать именно сейчас. Когда несколько лет назад я преподавал студентам МГЭИ, я дал им такое задание – зарегистрировать группу в «Одноклассниках» и выкладывать туда всю необходимую информацию для учебы и не только (некий вариант пресс-центра). Через какое-то время выясняется, что все студенты перебрались «ВКонтакт» и там даже зарегистрирован декан факультета. Вывод: современные сети ускоряют цикличность развития общества. Условно говоря, временные рамки сжимаются. И те процессы, которые раньше происходили медленно, теперь приобретают значительное ускорение.
Как оцените деятельность Никиты Юрьевича Белых с точки зрения пиара в сетях?
Никиту Белых и его деятельность в сетях я как политтехнолог рассмотрел бы больше с точки зрения негативной. Действует принцип «Практика критерия истины». Объясняю. Грядут ближайшие губернаторские выборы. На них Никита будет баллотироваться (таково действующее законодательство). С этой точки зрения он делает все правильно (раскрученный ЖЖ, Твиттер). С другой - с точки зрения теории вопроса – наличие друзей по всей стране но, недостаточное их количество в том месте, где кандидат баллотируется. Все это, естественно, отрицательно скажется на выборах на местном уровне. Позиция активного пиара в сетях по стране – это правильно. А если перенестись на региональный уровень – неправильно. Хотя, говорить здесь и сейчас что неправильно, а что правильно еще рано! Мы живем в сильно меняющееся время. Делать прогнозы – опасно.
Сами в политику собираетесь?
–
Нет!
А вдруг?!
Я весь в хозяйстве. Никакого вдруг! Осетрины второй свежести не бывает. Я был в политике, занимал высокие должности, имею богатый опыт работы в государственной службе, работал в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа. А потом… ушел в отставку, переквалифицировался. Работаю в «Ульяновскоблводоканале», теперь еще и преподаю. Если люди умеют делать – они учат, как нужно делать. Если они не знают, как нужно делать, то они учат учить, как нужно делать. Я закрепился на стадии – учить! Пока не перешел в методологи. Пальцы помнят, руки помнят работу, я еще в соревновании со студентами, как показал вчерашний мастер-класс, пока выигрываю. Кстати, меня порадовали студенты, которые подошли ко мне вчера, косо посмотрели и искренне сказали: «Леонид Янкович, вы понимаете, что мы в танке!». Я им: - В смысле в танке?!. Студенты: Откуда вы все знаете-то?! Вы столько примеров приводили на мастер-классе про Киров, область. Я в ответ: Ну я ж читаю. Вот список (показываю): около 700 вкладок.
А книги читать успеваете?
Моя работа подразумевает то, что я постоянно должен быть в курсе того, что происходит в мире, в обществе. Был бы ученым, читал бы Маркса, Жижека. А я живу в оперативном приеме информации, так как моя работа связана с управленческими основами. Просто необходимо знать о всех процессах, которые происходят в России. Работать в сфере ЖКХ очень непросто, непросто в этой системе выживать.
Как относитесь к молодым неопытным специалистам? Как рано нужно начинать трудовую деятельность?
Мой ответ один – я пошел работать в 13 лет. Я рано начал понимать, как строятся трудовые отношения. С третьего курса института у меня была персональная машина «Москвич», которую пришлось собирать руками. Ответ – образование само по себе не нужно. Это системная ошибка. В то же время, родители правы в своей заботе о том, чтобы их дети получили достойное образование.
Готовы ли вы брать неопытных молодых специалистов?
Готов ли я брать на работу тех, кто ничего не умеет, да, готов! Неправильно, когда мои коллеги берут только опытных специалистов. Откуда ж возьмется столько опытных специалистов? Из всего выше сказанного вытекает ответ на самый злободневный вопрос - про наше образование. Ситуация, на мой взгляд, просто катастрофическая! Не с точки зрения качества образования, а с точки зрения финансирования этой системы. Оно попросту реализует детские мечты: хотели быть Дедушкой Морозом, пожалуйста. Вот вам факультет Деда Мороза. Хотели быть продавцами сладкого, вот вам целый факультет продавцов сладкого. А не учли, что таких факультетов по всей стране много. Связи между потребностями общества и образованием отсутствуют. Родители тут даже и не виноваты. Они хотят лучшего своим детям, а им никто и не попытался объяснить, что тех же юристов и экономистов не только в Кирове, но и по России выпускается каждый год огромное количество. Ситуация – кризисная, на мой взгляд, не в качестве образования. Пережата система. Преподаватели кричат: «Мы хотим учить на филолога, нам нужны гуманитарии. Дайте нам финансирование!» Вопрос: а работать-то они где будут?! А за счет чего все это финансирование будет происходить? Я считаю безответственным такое отношением к образованию. Вот, пожалуйста, ситуация с неэффективностью вузов в Кирове. Вузы-то эффективные, конечно, но явно существует перепроизводство гуманитарных специальностей. И явно не хватает рабочих специальностей. Иначе говоря, мы выпускаем специалистов гуманитарных специальностей со средним уровнем знаний, которые не могут найти себе применения в жизни, отсюда и возникает такая сложная ситуация, недовольство, неудовлетворенность жизнью тех, кто себя не нашел. Я конфликт еще вижу в другом. Никто не выходит и не делает прогнозов на будущее (не просчитываются потребности государства, области в количестве нужных специалистов).
Проблема тут еще и в том, что работать молодежь не хочет. Молодые парни и девушки ищут легкие пути зарабатывания денег. Хотят все и сразу!
Это катастрофа!
Это неправильно!
А что вы можете сказать тем, кто боится быть рабочим человеком, приобретать рабочую специальность?
Вернемся к Никите Юрьевичу Белых, который поспособствовал проведению Года трудового человека. То есть подвижки идут. И хорошо, что они идут сверху. Не стоит стыдиться того, что вы что-то делаете руками.
Скажите, многие интересуются, зачем вы преподаете?
Чтобы бежать дальше, а не стоять на месте. Я люблю студентов, их можно многому научить, подсказать.
Кто такой?
Леонид Сухотерин родился 16 декабря 1966 года. Окончил Нижегородский государственный технический университет. Бывший представитель в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от Законодательного Собрания Коми-Пермяцкого автономного округа (май-декабрь 2001 г.), был членом Комитета Совета Федерации по международным делам, членом парламентской группы "Федерация"; был помощником премьер-министра и начальником Управления правительственной информации Правительства РФ в бытность Кириенко премьер-министром; 2000-2001 - руководитель Управления по работе с общественными организациями и средствами массовых коммуникаций Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Поволжском федеральном округе.
По сообщениям печати, Сухотерин, приватизировав пять газет, радиостанцию, телеканал "Диалог" и Нижегородское телеграфное агентство, стал крупнейшим региональным медиамагнатом. В 2000-2001 годах регулярно входил в рейтинг "Сто наиболее влиятельных людей Нижнего Новгорода и Нижегородской области".