Как Шнейдер ушел от Александрова
Рассказываем о «темных пятнах» на солнце «Вятича»
Имя основателя завода «Вятич», Карла Шнейдера – икона стиля для завода «Вятич». И говорят о нем обычно с придыханием. Даже родился он в один год – в 1870 – с дедушкой Лениным. Его прибытие на Вятку датируется 1903 годом, годом основания завода. Сейчас мы расскажем о «темных пятнах» на солнце «Вятича».
Итак, представим себе Вятку, он же Киров – в 1901 году. Расхожее мнение о том, что это был ссыльный край, болото им. Салтыкова-Щедрина, ошибочно. Пройдет каких-то десять лет – и фотограф Лобовиков получит золотую медаль на Парижской выставке, мимо особняка Булычева (который так успешно до сих пор эксплуатируют чекисты) протарахтит первое авто купца Кардакова, а Европа окончательно перестанет быть «страной чудес». Потом все это, правда, накроет Революцией, но пока Вятская губерния – это край, находящийся, вместе со всей Россией, на подъёме.
Слободской пивной завод – красивое семиэтажное здание на берегу Вятки – ныне заброшен, обанкрочен, забыт. А тогда, в начале XX века, это было процветающее предприятие. «Торговая империя» купцов Александровых, в которую входил (среди десятков других заводов и торговых точек, расположенных по всему ПФО) нуждалась в Главном пивоваре.
Шнейдер входит в кабинет Александрова. Карл Отто обладал двумя качествами, создающими настоящего предпринимателя: он был скрупулезен и амбициозен. Первое было «впитано с молоком матери» – он все-таки был саксен-менингентским подданным, немцем, из того семейства пивоваров, фамилия которых была вписана в «Золотую книгу Баварии». О втором мы можем судить по тому, что рискнул а) приехать в Россию б) принял предложение Александровых и отправился в провинцию.
Итак, 1901 год, Шнейдер появляется на пороге кабинета купца Александрова.
Этому событию посвящен первый аудиоролик завода «Вятич», запущенный с понедельника на кировском радио.Что главное в «пенном напитке»*/, Карл Шнейдер? – спрашивает немецкого гостя русский купец.
На самом деле, Александров не был дураком и такого вопроса Шнейдеру не задавал. Ответ – «природное сырье и местная вода» – для потомственного пивовара и для владельца нескольких винокуренных и пивных заводов был очевиден. Но в этом ответ заключается и причина того, почему Шнейдер решил уйти от своего работодателя и основать на Вятке завод, ставший явлением для пивоваренной отрасли в России.
Их разлучила вода
Качество воды на Слободском пивоваренном заводе оставляло желать лучшего. Те скважины, которые были пробурены на самом заводе, дали слишком жесткую воду – для пивоварения она негодна. Оставалось тянуть трубопроводами воду из нескольких источников в верстах от завода: а при тогдашнем уровне антисанитария была неминуема…
Шнейдер понимал это лучше всех. Ему нужны были источники, удовлетворявшие его въедливую немецкую натуру.
И когда через два года он их нашел, то покинул Александрова, уйдя в свободное плавание.
Продолжение следует
/* N – слово, которое мы не можем употреблять в печати ввиду закона РФ «О рекламе»
Читайте также:
В Кировской области ветеранам предоставили бесплатный проезд в общественном транспорте