Как бы ты оценила последние постановки театра – например, спектакль «Человечный человек»?
Это случай - очень типичный для Кирова, к сожалению. Если коротко: берется новая пьеса и ловким движением руки превращается в старый замшелый театр – как будто не было за окном последних тридцати лет. У меня большие вопросы вызывают как профессиональные качества приглашенного режиссера (Алексей Зимин руководит любительским театром в городе Железногорске Красноярского края), так и его идейный посыл. Сейчас объясню.
Автор пьесы Сиркку Пелтола пишет историю из жизни в современной Финляндии – в стране общего достатка и благосостояния, удобных гаджетов, удобных парковок и магазинов, новых экологичных материалов и красивого дизайна... В общем, это такой дивный новый мир, в который, однако, берут не всех. Есть пенсионер Карри, который работал в каком-то управлении, его сократили, и он с большим трудом устраивается комивояжером – продавцом пылесосов, и видит изнанку этого потребительского рая – одиночество, ненужность человека. У Карри возникает «комплекс спасителя», он начинает помогать тем, кто его об этом не просит, теряет работу и умирает. Напоминаю, это – финская пьеса, там все медленно и негромко, без криков и прокламаций. Сам Карри – это странный тихий человек в мире обычных, нормальных и даже неплохих людей; он далеко не всегда приятный тип (например, он начисто лишен чувства юмора). Он как угол стола, о который все время бьешься локтем. А на сцене мы видим максимальное упрощение уравнения. Каури с самого начала спектакля – «идеальный муж», победитель: роль эта отдана главному протагонисту театра Александру Королевскому, прекрасно сыгравшему за годы работы в театре многих героев и бунтарей, но никак не похожему на «лишнего человека». Зато все остальные персонажи – просто моральные уроды, особенно досталось женщинам (бывшая жена героя, жена его сына, девушка-бизнесмен). Причем уровень режиссерских обобщений напоминает о средневековых церковных представлениях – моралите: вот ходячая добродетель всех благославляет, вот ходячее злодейство (молодые хозяева фирмы, где Каури продает пылесосы) скачет под агрессивную музыку из дискотеки, а вот вам крест над могилкой в финале... Пьеса приглашает задуматься о проблеме исчезновения каких-то человеческих качеств из общества «счастливого потребления», а не о том, что все вокруг плохие. Это слишком примитивно для театра, в который ходит все-таки думающий, современный зритель. Исходная пьеса - это текст, слова, но за словами лежит другая жизнь. И задача режиссера в том, чтобы эту жизнь организовать, придумать ее, увидеть какой-то механизм, чтобы зритель поверил этим персонажам, и они не казались бы картонными, плоскими.