Любой кризис дает возможность пересмотреть стратегию компании и искать новые пути развития. При правильных действиях кризис может стать временем реализации новых возможностей, борьбы за долю рынка. Кризис помогает оптимизировать процессы и расходы, толкает к поиску новых партнеров и ресурсов.
15 советов для бизнесменов:
1.
Одной из важнейших мер в кризис является сокращение затрат до минимально возможного уровня. Затратные ремонты, замена мебели или объёмные маркетинговые исследования лучше перенести до лучших времен. Резать нужно сразу максимально хладнокровно и без эмоций. Проанализируйте цены конкурентов своих поставщиков, компаний по предоставлению услуг связи - возможно, вы найдете кого-то, чьи цены окажутся более выгодными, это также позволит экономить. Договаривайтесь о скидках у поставщиков, по аренде, на услуги подрядчиков.
2.
По возможности сократите максимально объем кредитов. Валютные кредиты лучше погасить досрочно, если такая возможность есть, или переоформить их в рублевые.
3.
Сократите фонд оплаты труда. Проведите ревизию полезности своих служб и сотрудников. Оставить надо тех, кто производит и продаёт и тех, без кого процесс встанет. Попрощаться с теми, кто мало эффективен или чей функционал не приносит доход фирме (помощники, офисные сотрудники, работники с сервисным функционалом, водители, курьеры) Проведите изменение мотивационной модели сотрудников. Если это возможно, составьте мотивацию таким образом, чтобы каждый сотрудник был заинтресован в общем результате реализации товаров или услуг.
4.
Используйте момент, когда интерес к СМИ растёт. Людям крайне важна локальная информация как новостная, так и коммерческая. Посещаемость сайта PROGOROD.43 в апреле 2020 выросла в 2,5 раза. Специалисты отмечают рост просматриваемости ТВ на 63%, а также увеличение интереса к новостным печатным СМИ. Выбирайте актуальные медианосители. Потенциальный клиент должен легко находить ваше предложение. Необходимо обеспечить присутствие товара в торговых точках, а информацию о предложениях в СМИ (интернет, ТВ, газета, радио) - что на данный момент самое актуальное и где ваша целевая аудитория вас увидит.
5.
Займите активную позицию в медиапространстве. Само то, что ваше предприятие работает, предоставляет товары и услуги – уже выделяет вас из всех прочих в поредевшем рекламном строю. Ваша реклама в СМИ – это показатель стабильности и надёжности для потребителя. Ваше сообщение получит больше внимания и будет более позитивно оценено потребителем.
6.
Будьте быстрее и активнее ваших конкурентов. У тех, кто продолжает информационный контакт с потребителем, возрастает доля узнаваемости, они быстрее идут в рост после выхода из кризиса. Ваша реклама в кризис для ваших конкурентов – это как красная тряпка для быка. В то время, когда они боятся принять стратегическое решение по спасению своего бизнеса, вы можете одержать психологическую победу и стать лидером в своём сегменте.
7.
Держите старых клиентов новыми предложениями и ищите новых клиентов, уводя их от конкурентов, которые решили занять позицию «ждунов». В период кризиса люди проще всего расстаются со своими прошлыми привычками и переходят с одного бренда на другой. Проводите профилактику «измен» с вашими постоянными клиентами и, рассказывая о выгодах своего товара, привлекайте новых клиентов.
8.
Ищите новые рынки сбыта. Участвуйте в госзакупках или тендерах, которые объявляют крупные компании. Возможно, это приведёт вам новых клиентов, с которыми вы останетесь и после кризиса.
9.
Говорите потребителям о ваших шагах, которые вы осуществляете, для стабилизации ситуации. Что предусмотрено для безопасности ваших сотрудников, как помогаете городу, как заботитесь о клиентах. Ваше сообщение должно быть корректным, актуальным и полезным для аудитории. Потребитель ждёт этой информации. Отсутствие в информационном поле ваших новостей будет расценено, как уход с рынка, падение бизнеса, ненадёжность компании.
10.
Если ваш бизнес был основан на импорте, стоит найти отечественные аналоги. Конечно, если это возможно.
11.
Подумайте, что из активов можно продать, сдать в аренду, в случае неблагоприятного развития событий. Недвижимость, машины, инструменты, оборудование – можно или сдать в аренду, или конвертировать в деньги.
12.
Проведите анализ своих дебиторов, оставьте только тех, в чьей финансовой стабильности вы уверены. Откажитесь от тех клиентов, кто задерживает платежи и в ком вы не уверены. Если они плохо платили до кризиса, то сейчас вы можете этого клиента не увидеть никогда, как и денег, которые он вам должен. А увеличение его долга только приближает эту ситуацию. Лучший вариант перейти на предоплату на сколько это возможно.
13.
Старайтесь выполнять свои обязательства перед партнёрами. В ситуации, когда вы понимаете, что не удаётся вовремя выполнить обязательства, предупредите своих партнеров о возникших сложностях. Будьте честны с кредиторами и партнерами. Берегите свое доброе имя и репутацию.
14.
Проанализируйте, есть ли на рынке ниши, куда вы могли бы увести свой бизнес в случае сильного падения спроса. Возможно, кризисное время создаст новые ниши, которые ранее вами не рассматривались.
15.
Всегда имейте план «Б». Подумайте, что необходимо будет сделать, если всё пойдёт по худшему сценарию. И берегите себя!