Выставка народного художника РФ, академика РАХ Виктора Харлова
В.Г. Харлов - приверженец традиционной школы русской пейзажной и жанровой живописи, яркий представитель поколения художников-деревенщиков, почвенников, вошедших в художественную культуру страны в 1970-е годы XX века. Именно эти мастера сформировали своим творчеством большое российское искусство последней четверти ХХ века.
Персональная выставка В.Г. Харлова носит ретроспективный характер, здесь представлено творчество художника разных лет: от ранних работ до полотен последнего десятилетия. В экспозицию входит более 100 произведений различных жанров из собрания Вятского художественного музея и мастерской автора. Его интересует и пейзаж, и тематическая картина, и интерьер, при этом большинство работ живописца направлены на раскрытие одной идеи: единения природы и человека.
Начиная с середины 1970-х годов, определились ведущие линии развития творчества В.Г. Харлова - красота русской природы и судьба северной вятской деревни. На долгие годы местом вдохновения для художника стал один из уголков Вятского Севера – Нижнее Лалье – окрестности старинного городка Лальска. Деревня Русиново, где художник купил старый дом с расписным интерьером, на долгие годы стала мастерской для творческой семьи В.Г. Харлова. Свежие сильные впечатления от деревенской жизни вылились в серию работ, посвященных лальской земле. Его картина «Последние жители деревни Русиново» стала одним из символов времени, драматическим предчувствием грядущих изменений в судьбах людей из глубинки. Работы молодого самобытного художника были высоко отмечены на крупных всесоюзных и зарубежных выставках.
1980-е годы стали самыми плодотворными для Виктора Харлова. Он пишет много, свободно, энергично. Накопленный опыт сказывается в его широкоформатных работах как эпического, так и созерцательного характера. Богатая палитра художника наполнена светом и цветом, ему дано какое-то особенное чувство земли, он словно ощущает ее характер, видит «конструкцию». Взгляд автора всегда устремлен к горизонту, он мастерски создает глубину живописного пространства. Все это говорит о зрелости таланта художника.
Сложные для Отечества и художника 1990-е годы Харлов переживает трагически. Разрушено великое государство, разорены деревни, уничтожен вековой уклад крестьянской жизни – все это повлияло на изменение мировосприятия художника. Только в храмовом искусстве, в православии он обретает душевный мир. В течение десяти лет, изучая основы христианского искусства, В.Г. Харлов выполняет ряд настенных храмовых росписей: «Успение Богородицы» в Успенском соборе Вятского Успенского Трифонова монастыря (1995); участвует в воссоздании росписей храма Христа Спасителя в Москве (1999); работает над циклом росписей в храме Рождества Иоанна Предтечи в Вятке (2002).
В этот период творчества продолжаются ежегодные поездки в Нижнее Лалье, теперь уже не в разоренное Русиново, а в Животово, куда Харловым пришлось переселиться. Нелегко было вживаться на новом месте в изменившийся сельский быт. Но природа вечна. Именно она спасает в любых жизненных обстоятельствах: лес, речка, рядом добрые соседи, просторный светлый дом, куда приезжает сын с семьей. Появляются новые замыслы картин на тему сельской жизни. Но любимым жанром по-прежнему остается пейзаж. К нему он относится очень серьезно: ставит перед собой трудные профессиональные задачи, выбирает не эффектные внешне сюжеты, а сложные неуловимые состояния природы. Пейзаж-картина В.Г. Харлова строго выстроен по композиции, при этом четкая тонкая тональная разработка создает реальную иллюзию пространства. Мастер очень требователен к себе. Картины пишет долго и вдумчиво, достигая обобщенности, монументальности образа.
Виктор Харлов – не урбанист, но в его творчестве важное место занимает образ родного города. Его интересует как старая Вятка, которую художник очень любит, так и современный город с его особыми ритмами, с интересными жителями, с их специфическим укладом жизни.
Выставка представляет творчество большого художника – нашего современника, талантливого продолжателя традиций школы реалистического искусства. Произведения Виктора Георгиева Харлова, русские по духу, форме и содержанию, стали близки зрителю. Лучшие из работ мастера вошли в сокровищницу отечественного изобразительного искусства.
ХАРЛОВ ВИКТОР ГЕОРГИЕВИЧ
Родился 07.08.1949 г. в п. Никель Мурманской области. Живет и работает в Кирове (Вятке). Живописец, монументалист.
Народный художник РФ (2001). Академик Российской академии художеств (2019). Почетный гражданин города Кирова (2014).
Окончил художественное отделение Кировского училища искусств (1968), Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова (мастерская монументальной живописи профессора К.А. Тутеволь, 1976). Член Союза художников СССР (1977). Председатель правления Кировской организации СХ РСФСР (1985-1987). Секретарь Правления СХ РСФСР (1987-1991). Член-корреспондент АХ СССР (1991). Творческая поездка в Париж (1991). Член Комиссии по Государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства при Президенте РФ (1990-1996). Заслуженный художник РФ (1995).
Награды: Лауреат Премии ЦК ВЛКСМ, МК РСФСР, СХ РСФСР для молодых художников и искусствоведов за картину «Семья Василия Темного из деревни Русиново» (1977), Премии Ленинского комсомола за картины «Последние жители деревни Русиново», «Лиственница», «Туман» (1979), Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина за цикл картин «Русиновская земля» (1988). Кавалер ордена Преподобного Сергия Радонежского III степени (2005). Золотая медаль Российской Академии художеств (2007). Золотая медаль Союза художников России (2008). Почетный знак «За заслуги перед городом» (Киров, 2009), Международная премия в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова (2012).
Участник областных, региональных, всероссийских и зарубежных выставок (в том числе в Англии, Дании, Германии, Нидерландах, Франции, Японии). Персональные выставки: Вятский художественный музей (2005, 2009, Киров), Российская академия художеств (2014, Москва).
Произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, «МВЦ» «РОСИЗО», Дирекции художественных выставок СХР (Москва), Институте русского реалистического искусства (Москва), Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых, в музеях и галереях Вологды, Ижевска, Иркутска, Калининграда, Мурманска и Сыктывкара.