“Вывожу учеников на спор”: учитель кировской гимназии рассказала о трудностях карьеры
Продолжаем серию публикаций в рамках проекта "Народный учитель-2023". Пообщались с учителем русского языка и литературы Лингвистической гимназии Татьяной Анатольевной Микрюковой.
Профессиональный путь Татьяны Анатольевны начался в голодные и мрачные 90-е годы. Было трудно не только работать, но и жить, а еще хуже было смотреть на детей, которым приходилось также не просто. Учительница и ее коллеги помогали ребятам чем могли: отдавали свою одежду, например, Татьяна Анатольевна шила вещи для девочки из класса. Еще одной проблемой стала нехватка учителей. Она актуальна и в наше время, поэтому Татьяна Анатольевна искренне надеется, что в школы будут идти работать молодые умы и горячие сердца. Обучать детей и вкладывать в них часть себя - дело всей жизни.
Когда я еще училась в институте, на полгода меня отправили на практику в сельскую школу. С учениками мы сразу нашли общий язык, и после окончания института меня уже ждал класс в этой же школе. Я чувствовала воодушевление и была рада продолжить работу, но уже в статусе квалифицированного специалиста. В детском саду я мечтала быть архитектором и строить красивые и удобные дома. Но при этом, как рассказывают мои воспитатели детского сада (представьте себе, я всегда, пока они были живы, общалась со своими детсадовскими воспитателями!), я занималась малышами. А в школу и из школы я всегда ходила с младшими ребятами. Наш класс был самым плохим классом в школе! Три девочки и восемнадцать очень сложных мальчиков. Класс уроки срывал ежедневно. В общем, после класса, где я училась, все дети - ангелы! И знаете, я тогда считала, что в такой ситуации в нашем классе виноваты учителя, которые ставят на детях клеймо невоспитуемых. А я была секретарем комсомольской организации и очень хотела, чтобы мои одноклассники имели возможность проявлять лучшие качества. Когда стала учителем, стремлюсь, чтобы дети развивались, имели высокие нравственные ориентиры.
Про классЯ люблю быть классным руководителем, смотреть, как твои ученики растут на глазах, меняются, начинают выражать собственное мнение и показывать характер. Часто я вывожу учеников на дискуссию, чтобы понять их личность, узнать, что они думают по тому или иному поводу. Я считаю, что для правильного развития детей важно увлекать их творчеством и активным отдыхом. Например, мы с классом делаем объемные макеты вятских исторических зданий, один из этих макетов находится теперь в музее Салтыкова-Щедрина. К 80-летию Курской битвы мы сделали диораму танкового сражения. Часто ходим с ребятами в походы и просто на природу. Мы снимали собственные фильмы по современным подростковым книгам. Детям стоит лишь дать идею, подтолкнуть, и они будут счастливы реализовать это в жизнь.
Про традицииДети, по моему мнению, должны обязательно выступать на сцене, писать стихи, уметь оформлять, а также ходить в походы и играть в волейбол. Класс, который я обучала, проводил экскурсии в гимназическом музее ВДВ на разных языках. Основная традиция класса - это поездка на базу отдыха. Дети, родители и даже родственники - мы большими семьями собирались, чтобы хорошо и полезно провести время. Мои ученики показывали родителям концерт из песен и инсценировок, с которыми выступали в гимназии в течение года. Вечером запускали китайские фонарики, а утром родители устраивали квест для детей. Из года в год эта традиция не нарушалась, и у нас сложился большой и дружный коллектив детей и родителей.
Про подаркиПодарки я не очень люблю, не всегда знаю им применение, но выкинуть рука не поднимается. Вспоминается случай, когда я, молодая учительница, приехавшая работать в сельскую школу, пока еще не обустроилась на новом месте. И на День учителя мои семиклассники купили в хозяйственном магазине стол и две табуретки. Они тащили все это в школу, чтобы подарить мне. Я до сих пор храню этот подарок, ему столько же лет, сколько составляет мой педагогический стаж - 32 года.
Про себяЯ ценю себя. Я знаю, что у меня все, за что я берусь, получается хорошо, и это меня радует. Сферы деятельности, которыми я занимаюсь, обширны. Я технический человек: люблю работать с инструментами, собирать мебель, клеить обои. У меня даже есть права тракториста! А еще один из важных аспектов моей жизни - творчество. Шью, вяжу, вышиваю крестиком, лентами, бисером. В 2019 году вышила для своих выпускников 26 именных икон бисером. А еще я танцую, пою со своими учениками (даже на французском) занимаюсь каллиграфией, рисую. Я интересна сама себе, поэтому интересна и детям тоже. Я очень искренний человек, не боюсь признавать свои ошибки, просить помощи и обучаться чему-то новому. Недавно закончила аспирантуру и горжусь этим. Учительская строгость у меня присутствует, но все же я много внимания уделяю детям, разговариваю и делюсь жизненным опытом.
БЛИЦ-ОПРОС
1. Если не учителем, кем бы стали? Архитектором.
2. Если предоставилась возможность пообщаться с Президентом, что бы вы попросили? Чтобы он взял меня работать в Министерство просвещения, чтобы навести там порядок.
3. Что может сделать учитель за 30 секунд? Проверить домашнюю работу пятиклассника.
4. Какой бы безумный поступок совершили? Я очень рациональна в этом, но хотела бы прыгнуть с парашютом.
Подведение итогов проекта «Народный учитель — 2023» состоится 10 октября 2023 года.