Progorod logo

"В 74 года стала классным руководителем у первоклассников": учитель кировской школы №24 о призвании и богатом опыте в педагогике

25 сентября 12:55Возрастное ограничение16+
Фото из личного архива Ольги Кайсиной

Продолжаем публиковать истории педагогов в рамках конкурса "Народный учитель — 2025". Сегодня наша героиня — Ольга Николаевна Кайсина, которая в 74 года бесстрашно взяла классное руководство первого класса в кировской школе №24.

Ольга Николаевна рассказала о богатом педагогическом опыте и вспомнила, как проходило ее первое 1 Сентября, когда она, будучи 19-летней выпускницей педучилища, оказалась в сельской школе.

Про выбор дела жизни

В педагогику я попала случайно. Всегда хотела стать модельером. Обе бабушки были профессиональными портнихами. Закончила художественную школу, собиралась поступать в Московский институт легкой промышленности. После восьмого класса подружки поехали поступать в Халтуринское (сейчас Орловское) педучилище, я с ними. В результате одна я из семи девчонок поступила.

И решила учиться. Папа отговаривал, а мама сказала, что я отучусь год, брошу и пойду в 9 класс. Но сразу после первого курса началась практика, и мне по-настоящему понравилось возиться с детьми. Проработала 35 лет и ушла на пенсию заниматься внуками, подрабатывала репетитором. Через семь лет решила снова работать. Сейчас, в 74 года, снова взяла первоклассников. Общий стаж — 48 лет.

За годы, что не работала, многое поменялось. Новые технологии: компьютеры, смартфоны, электронный журнал. Но я все освоила быстро.

Про работу в сельской школе

В педучилище я получила две специальности: учитель начальных классов и учитель русского языка и литературы. После училища нужно было работать три года на селе по распределению, но мы с мужем задержались в Кругловской школе в Слободском районе на девять лет. Супруг у меня был партийным. Мы агитировали, проводили политинформацию, выезжали с концертами. Работа на селе — это огромный опыт. Сельские дети — другие, у них на первом месте — труд. Они с первого класса пасли коров. Когда я попала к городским детям, тот опыт общения помог мне: мне было легко понимать учеников, договариваться с ними.

Однажды я попала в эксперимент, и довела детей с начальной школы до выпускного в 8 классе. Таких классов у меня было два.

Про первое 1 Сентября

На первом 1 Сентября мне не дали классное руководство, и было немного обидно. Все учителя общаются со своими детьми, а я без учеников. Думала, мне даже цветов никто не подарит. А потом начался урок литературы в 8 классе. Захожу в кабинет, худенькая 19-летняя девчонка, а меня встречают 15-17-летние парни. И как сейчас помню: у одного был букет желтых цветов, тогда они росли чуть ли не в каждом палисаднике — золотой шар называются. И парень подарил мне этот букет. Было приятно!

Про сложности

Самое трудное — это работа с первоклассниками. Нужно развить у ребят не только творческие способности, но и сделать из них семью, приучить к труду. Дать возможность работать на уроке. После детского сада им сложно — нет прогулок, сна. Но к Новому году малыши втягиваются. Если все время играть и не дать понять, что школа — серьезный труд, будет тяжело.

Про интерес

Каждый день дарит что-то новое. Когда готовлюсь к урокам, сын спрашивает, зачем? Ты ведь столько лет работаешь! А мне надо, чтобы всегда было что-то новое. Например, недавно мы изучали Москву, и я вспомнила про песню столичных студентов. Включила детям, и у них загорелись глаза. Они потом спрашивали, будем ли мы учить эту песню на музыке.

Мой конек — проводить уроки внеклассного чтения. Сейчас у первоклассников вместо него дополнительное чтение, а я беру произведения посложнее и предлагаю ребятам прочитать. Читаем детские детективы. В восторге не только дети, но и родители, их тоже такие произведения увлекают. Еще поднимаю важные темы. Например, говорим о толерантности и читаем "Чучело".

Про презенты

Мои любимые подарки — самодельные. Ко Дню учителя как-то сделали мне красивую газету. Однажды оформили корзину из коробки, а в ней 27 маленьких коробочек, в каждой цветок и конфета. Все подарки храню в отдельной комнате на даче.

Про возраст

Первоклассники удивляются, что мне много лет. Обычно я стараюсь не афишировать возраст, надо на субботник — иду на субботник. Недавно одна девочка говорит: Ольга Николаевна, когда мы закончим 4 класс, вам что, 77 лет будет? Я говорю: не 77, а 100! Рядом стояла пятиклассница, которую я выпустила, и она сказала: наша Ольга Николаевна всех переплюнет! Переглянулись с ней и улыбнулись друг другу.

Про хобби

У меня много увлечений, и хочется все успеть реализовать. Пять лет я занималась батиком, одарила платками всех подруг. Плету из лозы и ратанга, на даче все вазоны и горшки оплетены. Рисую на стекле. Вяжу крючком, шью из лоскутков, пеку торты. Еще ребята подарили мне ткацкий станок, им тоже надо бы заняться.

Блиц-опрос

Если не учителем, кем бы вы стали? Модельером.

Если бы предоставилась возможность пообщаться с Президентом, что бы вы попросили? Увеличить зарплаты учителям и улучшить условия труда учеников и учителей.

Что может сделать учитель за 30 секунд? Улыбнуться и получить ответную улыбку от ученика.

Какой безумный поступок вы бы совершили? Уже совершила: взяла первоклассников в 74 года!

17 сентября мы закончили принимать заявки на номинантов премии "Народный учитель-2025". 29 сентября на сайте progorod43.ru и в телеграм-канале "Новости Кирова - Pro Город" стартует голосование. Оно продлится до 23:59 5 октября. Победитель получит 30 000 рублей, остальные участники - ценные призы! Масштабная церемония награждения состоится 9 октября 2025 года в ОДНТ.

Перейти на полную версию страницы