"В 74 года стала классным руководителем у первоклассников": учитель кировской школы №24 о призвании и богатом опыте в педагогике
- 25 сентября 12:55
- Мария Акимова

Продолжаем публиковать истории педагогов в рамках конкурса "Народный учитель — 2025". Сегодня наша героиня — Ольга Николаевна Кайсина, которая в 74 года бесстрашно взяла классное руководство первого класса в кировской школе №24.
Ольга Николаевна рассказала о богатом педагогическом опыте и вспомнила, как проходило ее первое 1 Сентября, когда она, будучи 19-летней выпускницей педучилища, оказалась в сельской школе.
В педагогику я попала случайно. Всегда хотела стать модельером. Обе бабушки были профессиональными портнихами. Закончила художественную школу, собиралась поступать в Московский институт легкой промышленности. После восьмого класса подружки поехали поступать в Халтуринское (сейчас Орловское) педучилище, я с ними. В результате одна я из семи девчонок поступила.
И решила учиться. Папа отговаривал, а мама сказала, что я отучусь год, брошу и пойду в 9 класс. Но сразу после первого курса началась практика, и мне по-настоящему понравилось возиться с детьми. Проработала 35 лет и ушла на пенсию заниматься внуками, подрабатывала репетитором. Через семь лет решила снова работать. Сейчас, в 74 года, снова взяла первоклассников. Общий стаж — 48 лет.
За годы, что не работала, многое поменялось. Новые технологии: компьютеры, смартфоны, электронный журнал. Но я все освоила быстро.

В педучилище я получила две специальности: учитель начальных классов и учитель русского языка и литературы. После училища нужно было работать три года на селе по распределению, но мы с мужем задержались в Кругловской школе в Слободском районе на девять лет. Супруг у меня был партийным. Мы агитировали, проводили политинформацию, выезжали с концертами. Работа на селе — это огромный опыт. Сельские дети — другие, у них на первом месте — труд. Они с первого класса пасли коров. Когда я попала к городским детям, тот опыт общения помог мне: мне было легко понимать учеников, договариваться с ними.
Однажды я попала в эксперимент, и довела детей с начальной школы до выпускного в 8 классе. Таких классов у меня было два.
На первом 1 Сентября мне не дали классное руководство, и было немного обидно. Все учителя общаются со своими детьми, а я без учеников. Думала, мне даже цветов никто не подарит. А потом начался урок литературы в 8 классе. Захожу в кабинет, худенькая 19-летняя девчонка, а меня встречают 15-17-летние парни. И как сейчас помню: у одного был букет желтых цветов, тогда они росли чуть ли не в каждом палисаднике — золотой шар называются. И парень подарил мне этот букет. Было приятно!
Самое трудное — это работа с первоклассниками. Нужно развить у ребят не только творческие способности, но и сделать из них семью, приучить к труду. Дать возможность работать на уроке. После детского сада им сложно — нет прогулок, сна. Но к Новому году малыши втягиваются. Если все время играть и не дать понять, что школа — серьезный труд, будет тяжело.

Каждый день дарит что-то новое. Когда готовлюсь к урокам, сын спрашивает, зачем? Ты ведь столько лет работаешь! А мне надо, чтобы всегда было что-то новое. Например, недавно мы изучали Москву, и я вспомнила про песню столичных студентов. Включила детям, и у них загорелись глаза. Они потом спрашивали, будем ли мы учить эту песню на музыке.
Мой конек — проводить уроки внеклассного чтения. Сейчас у первоклассников вместо него дополнительное чтение, а я беру произведения посложнее и предлагаю ребятам прочитать. Читаем детские детективы. В восторге не только дети, но и родители, их тоже такие произведения увлекают. Еще поднимаю важные темы. Например, говорим о толерантности и читаем "Чучело".

Мои любимые подарки — самодельные. Ко Дню учителя как-то сделали мне красивую газету. Однажды оформили корзину из коробки, а в ней 27 маленьких коробочек, в каждой цветок и конфета. Все подарки храню в отдельной комнате на даче.
Первоклассники удивляются, что мне много лет. Обычно я стараюсь не афишировать возраст, надо на субботник — иду на субботник. Недавно одна девочка говорит: Ольга Николаевна, когда мы закончим 4 класс, вам что, 77 лет будет? Я говорю: не 77, а 100! Рядом стояла пятиклассница, которую я выпустила, и она сказала: наша Ольга Николаевна всех переплюнет! Переглянулись с ней и улыбнулись друг другу.
У меня много увлечений, и хочется все успеть реализовать. Пять лет я занималась батиком, одарила платками всех подруг. Плету из лозы и ратанга, на даче все вазоны и горшки оплетены. Рисую на стекле. Вяжу крючком, шью из лоскутков, пеку торты. Еще ребята подарили мне ткацкий станок, им тоже надо бы заняться.
Если не учителем, кем бы вы стали? Модельером.
Если бы предоставилась возможность пообщаться с Президентом, что бы вы попросили? Увеличить зарплаты учителям и улучшить условия труда учеников и учителей.
Что может сделать учитель за 30 секунд? Улыбнуться и получить ответную улыбку от ученика.
Какой безумный поступок вы бы совершили? Уже совершила: взяла первоклассников в 74 года!
