"Это обыкновенный фашизм": опубликованы первые рецензии на фильм "Временные трудности"
Первый показ вызвал бурные обсуждения
На фестивале "Кинотавр" впервые показали фильм "Временные трудности" с Иваном Охлобыстиным и Риналем Мухаметовым. Съемки фильма проходили в Кирове.
В центре сюжета мальчик с ДЦП. Отец, роль которого исполнил Иван Охлобыстин, использует жестокие методы воспитания сына. Мальчик справился с болезнью, но возненавидел отца. Окончив школу, Саша уехал из дома и прекратил всякое общение с отцом. За 15 лет он стал лучшим бизнес-консультантом страны, который вывел из кризиса сотни бизнесов. «У вас не кризис — у вас временные трудности», — говорил своим клиентам прошедший тяжелый путь становления Александр.
На пресс-конференции после показа фильма был серьезный спор. Журналисты посчитали фильм неэтичным, их возмутили сцены насилия над больным ДЦП ребенком. Режиссер и продюсер с этим не согласились.
Первые рецензии на фильм были опубликованы 6 июня. Мы выбрали цитаты кинокритиков, исполнителя главной роли и режиссера фильма.
Если вы полагаете, что такое кино об инвалидах может спровоцировать общество на проявление жестокости по отношению к ним — вы унижаете общество. Примерно так отвечали создатели фильма на эмоциональные вопросы журналистов и искренне не понимали, за что им должно быть стыдно. Между тем «Временные трудности» балансирует на грани фашизма, а иногда и падает за него. Это очень обыкновенный, обыденный фашизм российской жизни с его незыблемыми принципами: «бьет — значит любит», «ты не болеешь, ты просто слабо стараешься» и «это всего лишь детские переживания». Друг семьи, сострадавший мальчику, в результате оказывается мерзавцем. Отец, который ни разу не сопроводил свои уроки выживания простым «молодец» — благородным непонятным героем. Но проблемы тут нет: не мы такие, жизнь такая.
На этом фоне все остальные промахи картины, начиная с крайне слабого сценария и заканчивая чудовищной игрой Ивана Охлобыстина, не имеют значения. Истинное детище студии Enjoy Movies, произведенное на свет при помощи Фонда кино, со стопроцентной гарантией выйдет в прокат — в стране с разбитым асфальтом и пандусами. В стране социального дарвинизма, которого не стесняются ни модные блогеры, ни представители власти, ни «простые люди». В стране, где ни врачи, ни полиция не могут отличить аутиста от наркомана, а режиссеры воспевают насилие как разновидность истинной любви.
В какой-то момент Саше становится сильно хуже, он оказывается почти целиком парализован. Тогда, после турне по всем целителям и священникам, отец просто выносит тинейджера на руках в заболоченный лес, кладет его в лужу и приказывает ползти домой, до которого сто километров. После долгой и мучительной сцены очередного унижения, за которое экранный отец героя уж точно был бы достоин уголовного преследования, Саша остается совсем один в лесу, где встречается, натурально, с медведем, как в фильме "Выживший" с Ди Каприо (неприличные заимствования видны и в других сценах, но здесь оно совсем уж явное). Тогда он, вы не поверите, берет топор, выданный отцом, встает, парализованный (!), на ноги и грозит этим топором медведю. Медведь уходит.
Надеюсь, не нужно объяснять, почему подобная трактовка не только ошибочна, но и просто кощунственна. Это настоящее этическое преступление.
В эпоху инклюзивности не должно существовать никаких границ между здоровым и инвалидом: и человеку в кресле, и человеку на ногах в современном мире должно быть одинаково удобно путешествовать, работать, проживать ту жизнь, которую они хотят. Вместо этого Расходников не только дает зрителю ложную надежду, которая страшнее любой, даже самой горькой правды. Нет, по его мнению, все, кто не поверил в себя, кто не излечил себе ДЦП силой воли, судя по фильму "Временные трудности", просто слабаки, им яхта и красивая секретарь-референт не полагаются.