В правительстве Кировской области рассказали, как вновь сделать Вятку судоходной
Ситуацию прокомментировали на судостроительном заводе
В июле 2021 года в министерстве транспорта Кировской области направили заявку в Росморречфлот на проведение на Вятке работ по углублению и очистке дна. Эти работы предполагается проводить с привлечением средств федерального бюджета.
Цель работ — восстановление полноценной деятельности внутреннего водного транспорта в регионе. Работы позволят установить и поддерживать гарантированные габариты судового хода. У реки есть высота, длина и ширина. Это ее габариты. Гарантированные габариты подразумевают, что у реки есть определенные размеры, которые позволяют судам проходить по реке.
Министерство транспорта предполагает увеличить категорию содержания реки с шестой на третью. Третья категория — это внутренние водные пути с гарантированными габаритами судового хода и неосвещаемой обстановкой. Неосвещаемая обстановка подразумевает то, что суда могут ходить по реке только в светлое время суток.
Сейчас на Вятке не проводятся никакие работы. Есть навигация, но глубину никто не проверяет. В 1991 году габарит хода на Вятке сняли, и с тех пор река постоянно запесочивалась и замусоривалась.
Внутренние водные пути Кировской области составляют 1587 километров. Основная водная артерия области — река Вятка, на участке от города Кирова до устья — 685 км судового хода — отнесена к шестой категории водных путей. Шестая категория — это внутренние водные пути без гарантированных габаритов судового хода с неосвещаемой обстановкой. Вятка обслуживается знаками судоходной обстановки. Участок Вятки от Кирова до поселка Подрезчиха отнесен к седьмой категории внутренних водных путей. Средняя продолжительность действия судоходной обстановки составляет 170 суток (с 3 мая по 19 октября).
Вятка включена в перечень внутренних водных путей России, утвержденный Правительством.
В соответствии с законодательством, внутренние водные пути и расположенные на них судоходные технические сооружения находятся в федеральной собственности.
На территории Кировской области функцию по содержанию внутренних водных путей осуществляет Вятский район водных путей и судоходства. Необходимые путевые работы в части дноуглубления и руслоочистки не проводятся с 2005 года в связи с отсутствием финансирования.
Наличие гарантированных габаритов на реке Вятке обеспечит бесперебойную деятельность Аркульского судостроительное-ремонтного завода имени Кирова, организаций-судовладельцев, а также позволит осуществлять заход с рек Кама и Волга круизных туристических судов.
В министерстве транспорта сообщают, что флот, который использовали при перевозке грузов и пассажиров по Вятке, реализовали в процессе банкротства ОАО «Вятское речное пароходство». Часть судов и имущества приобрело частное ООО «Вятское речное пароходство» и используется в настоящее время по прямому назначению. Грузовой флот сдается в аренду для работы на других реках, в связи с отсутствием гарантированных габаритов судового хода на Вятке.
Руслан Уразбахтин, главный инженер Аркульского судостроительно-ремонтного завода имени Кирова:
Наша деятельность напрямую зависит от состояния реки. Мы всячески поддерживаем проведение работ по возвращению судового хода на Вятке. Сейчас нам приходится работать по мелочи — ремонтируем металлические конструкции из ближайших деревень, занимаемся металлообработкой. Приходится держать пальцы крестиком, чтобы суда с других рек смогли до нас дойти. Мы готовы к тому, чтобы привели в порядок хотя бы повороты на реке, где сплошной песок, и пройти не получается.
Екатерина Рейнсон, 41 год, гример: