Есть ли в театре призрак и как актеры ловят рыбу под сценой: экскурсия по Драмтеатру
Репортаж из тайных помещений «сердца» Театральной площади
В 2021 году в Кирове открылся 145-й театральный сезон. И уже пятый год заведующая театральной труппой Ольга Бакина проводит для кировчан экскурсию, которая позволяет жителям города по-другому взглянуть на театр в прямом и переносном смысле.
Мы побывали за кулисами главного театра города и увидели, какие тайны и истории он скрывает. Отправляемся в «Драма-тур».
Пустые фойе и лестницы театра скрывают целый театральный мир, в котором актеры, сотрудники производственных цехов и администрации каждый день стараются сделать жизнь театра ярче.
Первый зал музея об истории Драмтеатра с 1815 года по 1939 год Доверчивые вятчанеВ первом музее театра представлен один из главных экспонатов истории Драмтеатра. Посетителей встречает деревянный макет знакомого здания, похожего на спичечный коробок. Его построили в 1877 году.
До этого первую театральную труппу создал почтмейстер Вятки в 1815 году. Он пригласил актеров-любителей из своей семьи, учителей и купеческую молодежь. Первые зрители искренне верили в происходящее на сцене. Когда актеры изображали ссору, вятчане приглашали их в гости, чтобы помирить. А исполняющих роли влюбленных желали сосватать и в жизни.
Слева на стендах сохранились фотографии первых спектаклей, рисунки театральных костюмов. Но взгляд одного из гостей привлек рисунок египетского пейзажа. Он не вписывался в исторический дух выставки.
Египтомания на ВяткеОльга задала вопрос гостям, как они думают, откуда в музее рисунок Египта. Мы предположили, что театр – это искусство, тесно связанное с литературой.
Русская ассоциируется с Александром Сергеевичем Пушкиным, чей прадед был потомком африканского князя, – выразил догадку один из гостей.
Оказалось все гораздо прозаичнее. В 19 веке люди грезили о Египте, это было модно. И даже на театральном занавесе изобразили сфинкса и пирамиды. Занавес не сохранился, но рисунки его находили в личных дневниках зрителей.
Кулисы с изображением реки, пирамид и Сфинкса показаны снизу справа на фото Три звоночка, о которых никто не знаетУ дальней стены музея выставлены костюмы актрис – платья, которые они сами для себя шили на заказ. В актеры брали только тех людей, у которых были свои наряды для выступления в разных ролях. Дамы ходили в театры в нарядных туалетах.
Три звонка предназначались не для опаздывающих, а для равномерного заполнения зала. Считалось просто неприлично занимать места сбоку после первого звонка. Зрительницы в объемных платьях не смогли бы пройти к своим креслам в центре зала.
Побитые парикмахерыВ правом углу музея расположился столик с бутафорским зеркалом, накладной бородой и другими театральными хитростями. Экскурсовод спросила нас, отгадаем ли мы, чем отличались хорошие парикмахеры от плохих. Гости предположили, что это зависело от стоимости их услуг, качества их работы. Тогда Ольга взяла в руки щипцы.
Когда парикмахер обжигал актера, инстинктивно человек наносил ответный удар. Если у мастера были оплеухи, окружающие знали, что он не очень аккуратен в работе.
Столик с шипцами (по центру, рядом с красками для грима) Краски для грима имели плотную и тяжелую текстуру Вятский греческий храмПосмеявшись, мы подошли к деревянному макету здания. Пара окон на нем были выдавлены. Ольга поделилась, что дети на экскурсии иногда любят потрогать то, что запрещено.
Оказалось, что спичечным коробком старое здание прозвали из-за его размеров. Театр становился популярнее, мест внутри не хватало. Поэтому с 1937 по 1939 год строили новое здание.
Белый театр выделялся на фоне трехэтажного города, словно греческий храм или белый лебедь. Кстати, именно он изображен на логотипе Драмтеатра. Известно, что в его фундаменте есть и камни, оставшиеся после взрыва Александро-Невского собора (стоял на месте Вятской Филармонии). С этим связывают присутствие в нашем театре привидения белой дамы.
Александро-Невский собор изображен на дальнем планеОльга призналась, что сама призрака не видела. Смеясь, она поделилась, что некоторые актеры в творческом порыве могут увидеть нечто.
Стоит признаться, что в этот момент мне стало не по себе, показалось, что что-то мелькнуло в окнах.
Театр и войнаМы прошлись вдоль оставшейся выставки в зале и направились по балкону третьего этажа к другому. На входе сразу замечаешь обилие плакатов с красными и темными оттенками.
Здесь представлена история театра с 1939 года. Во время войны люди с удовольствием ходили в театры. Это было развлечение, которое помогало отвлечься от труда.
В зале представлена и современная история ДрамтеатраНа расписном столе перед гостями стоят четыре тарелки с бутафорскими обедами: мясо с макаронами, овощи, жареная картошка с котлетой и пирог. Захотелось пообедать, особенно после того, как Ольга рассказала, что во время спектаклей актеры подкладывают огурчик или капусту и реалистично хрустят на сцене.
Искусственная еда сделана из парафина Тайны и лестницыПосле зала мы попали на лестницу в пять этажей.Это удивило, так как зритель прогуливается по трем этажам театра. Оказалось, что служебные помещения располагаются в другой части здания, куда зрителям вход запрещен.
Мы прошли по коридорам мимо кабинета пошивочного цеха, кабинетов бухгалтерии и директора и попали в коридор с четырьмя костюмерными.
В кодидоре представлены костюмы прошлых веков, с одного из стендов для спектакля взяли старинный утюг, от которого остался лишь след на выставочном месте Мусор и шляпкиОльга пригласила нас в небольшую комнату, в которой хранятся костюмы и головные уборы.
Что для людей – мусор, то для театра – материал. Некоторые шляпки сшиты из остатков тканей, а костюм барыни преобразуется в платье Снегурочки, если к нему пришить мишуру.
Мы примерили некоторые образы. Особенно мне понравился образ Снежной королевы, а одному из гостей – шляпка гриба рыжика.
Яма в театреНесколько раз свернув по коридорам, мы вышли на основную сцену. Если будете в зале, поверьте, что каждый заснувший зритель будет виден. Мы в этом убедились!
Спустившись на низкий уровень, мы попали в оркестровую яму. На входе висит предупреждение: «Проход запрещен! Штраф 500 рублей».
Мы попали в теплое небольшое помещение под сценой. Комната была подготовлена к репетиции приглашенных музыкантов, стояло много стульев.
Главный во время спектакля с оркестром – дирижер, ведь именно он следит за происходящим на сцене и руководит музыкальным сопровождениемПосмотрите на эту луночку в потолке, – Ольга указала на небольшое отверстие в подвижном деревянном перекрытии. – Здесь во время спектаклей монтировщик подцепляет на нужную удочку рыбку. Зрители бывают в восторге, когда посреди сцены герои вылавливают рыбу!
А за стеной оркестровой ямы расположен трюм с маленьким лифтом для появления персонажей из-под пола и механизмом, который раскручивает сцену.
Не все изюминкиОркестровая яма была последней в нашей экскурсии. Признаюсь, мы запутались в расположении всех комнат в здании, но вышли в левое фойе с буфетом и входом в зал.
Путешествие впечатлило гостей. И нам удалось рассказать лишь о некоторых ярких секретах о театральной жизни в Кирове. Посетить драматический театр однозначно стоит не только ради спектаклей или прививки, которую теперь делают и здесь. Экскурсия впечатлит, и, может быть, именно вы сможете подтвердить, что привидение белой дамы обитает в этих стенах.
Ранее мы писали о том, что за полгода кировчанка нарисовала 80 историй в иллюстрациях, которые выпускает в уникальной книге.
Читайте также:
Турция, Сочи или ОАЭ: куда кировчане поедут на новогодние праздники