"Проблемы ребенка напрямую связаны с поведением родителей": интервью с детским психологом

"Проблемы ребенка напрямую связаны с поведением родителей": интервью с детским психологомличное фото / vk.com/id254353167

Интервью с детским психологом накануне Дня защиты детей

Накануне Дня защиты детей мы решили поговорить с детским психологом об отношениях родителей и детей, воспитании, наказаниях и самостоятельности.

Елена Коснырева, практикующий психолог, арт-терапевт, детский нейропсихолог, сертифицированный коуч по решению проблемного поведения подростков. Закончила педагогический университет в Кирове, стаж более 16 лет. В основном работает с детьми 5-7 лет.

Почему решили специализироваться именно на детской психологии? 

Всегда любила детей. Даже в детстве знала, что у меня их будет трое. Любила водить младшего брата в детский сад, в школу, играть с ним, воспитывать, учить. Да, это скорее всего из детства. Нравится работать с людьми, с детьми.

Мечта исполнилась - у вас трое детей?

Да, старшей дочери уже 18, сыну 15, младшей дочери 9 лет.

Помогло ли образование детского психолога в воспитании своих детей?

Несомненно. Знания психологии помогли и помогают до сих пор. Но в основном, дети - мои учителя. Опыт, конечно, незабываемый. Все дети разные, ко всем разный подход. То, что подходит одному, ни в коем случае не подходит другому. 

Был ли какой-нибудь сложный ребенок или случай в практике, который особенно запомнился?

Таких детей было очень много, сейчас точно уже и не вспомню. К сожалению, из года в год их становится больше. Это и гиперактивные дети, которые на голове стоят, и эмоционально неустойчивые, и замкнутые. Сложные дети отправляются на лечение, так как действия психолога без медицинского наблюдения либо не будут иметь результата, либо будут действовать очень медленно. Чаще всего родители обращаются из-за того, что не могут наладить контакт с детьми. Все проблемы напрямую связаны с родителями.

Как проходит работа? Вы общаетесь с детьми или родителями?

Для начала всегда провожу беседу с родителями. Если есть необходимость, то общаюсь с ребенком. И потом я работаю либо параллельно, отдельно с родителями, отдельно с ребенком, либо в содружестве. В зависимости от проблемы. Чаще всего достаточно общения с родителями.

Можете дать пару советов родителям? Например, как не срываться на ребенке?

Если кратко, то, во-первых, необходимо понять, что ребенок еще только учится всему тому, что происходит в семье. И если родители будут срываться на ребенке, то ребенок в ответ будет срываться на них. Получается замкнутый круг. На практике, когда родители это понимают, такие срывы сходят на нет. Во-вторых, всем известные элементарные способы: выйти и попить водички, умыться, прогуляться, поколотить кулаками в подушку в конце концов. Любой конфликт можно решить спокойно, но остановить конфликт может только родитель.

Как научить ребенка самостоятельности?

Все зависит от возраста. Родители должны отследить, насколько самостоятельны они сами, так как дети считывают всю картину жизни, модель поведения родителей. Прежде чем что-то делать за ребенка, задайте себе вопрос "А мой ребенок сможет сделать это самостоятельно?". Если ребенок может сделать это сам, родитель делать это не должен. Может помочь, да, но обязательно проговаривать, что в этой ситуации вы помогаете, но дальше он будет делать это сам.

Как вы считаете, во сколько ребенка нужно отдавать в кружки?

Лучшее, что мы можем сделать для детей до 5 лет, это отдавать в спортивные кружки: ОФП, танцы, бассейн. Мозг детей развивается через движение. И чем младше ребенок, тем больше он должен видеть и познавать мир через ощущения своего тела. Когда мы раньше времени детей усаживаем за парту (ведь деятельность кружков в основном происходит за столом), получается, что мы издеваемся над мозгом ребенка. Я сторонница того, чтобы отдавать детей в развивающие кружки не раньше пятилетнего возраста, когда до школы остается года два. Тогда мозг физиологически готов воспринимать интеллектуальную нагрузку.

Временные рамки, когда следует отдавать ребенка в школу, основываются на этом?

Да, именно поэтому ребенка лучше отдавать после семи лет. Чем ближе ребенок к 8 годам, тем более он физиологически и эмоционально зрелый. Идеально в 7,5 - 7,8 лет.

Какие самые большие ошибки совершают родители? 

Ошибка первая, с моей точки зрения, это когда родители начинают требовать с ребенка больше, чем может сам ребенок. Объясню на примере семей, которые приводили своего старшего ребенка, а через какое-то время младшего. Если первый хорошо учился в школе, закончил с золотой медалью, поступил в университет, то родители будут ожидать (и требовать) от второго таких же успехов, ставя в пример первого. Так делать категорически нельзя. Когда родители таким образом воздействуют на ребенка, они еще больше замедляют его развитие. Нужно идти от ребенка: сколько может, такую нагрузку и даем.

Вторая ошибка связана с наказанием детей. В основном родители применяют такие методы назания, которые просто останавливают действия детей, но не объясняют, что нужно делать дальше. Если ребенок плохо себя ведет и родитель его просто отругал, то эта ситуация может повторяться бесконечно. Чтобы наказание подействовало, необходимо объяснить ребенку, как вести себя в такой ситуации или почему так делать нельзя.

Возможны ли телесные наказания?

Телесные наказания - это не метод воспитания. Я своих детей никогда физически не наказывала. Такие действия особенно отпечатываются, если отец наказывает дочь, а мама сына. Это будет иметь отражение на их взрослой жизни и взаимоотношениях со спутниками жизни.

Что делать, если ребенок скрытный, ничего не рассказывает? 

Если ребенок не хочет говорить, он и не расскажет. Чтобы разговорить дошкольника, необходимо сесть с ним и поиграть. Через игру можно выведать то, что вам интересно. Либо порисовать. Дети создают рисунки и играют в то, что имеет отношение к их проблемам.

Как отучать ребенка от телефона и интернета?

Не приучать. Сейчас у родителей очень мало времени и часто они сами дают планшет, аргументируя это тем, что там развивающие игры. Это все связано с развитием мозга. Все эти игры происходят не на том уровне развития: такие игры рассчитаны на интерес ребенка, а учебная мотивация проявляется, когда ребенок прилагает усилия, не всегда бывает интересно, не всегда бывает понятно, но именно это и нужно. В любом случае должен быть строгий отбор того, что смотрит и во что играет ребенок. Также как и ограничение во времени. Опять же вернемся к мозгу: ребенок получает информацию и получается некий клубочек в правом полушарии, чтобы это переработалось в левое полушарие и отложилось в памяти, необходимо время. У ребенка нет этого времени, так как он постоянно либо смотрит мультики, либо сидит в планшете. Все это приводит к плохому поведению. 

...

  • 0

Популярное

Последние новости