Работодатели ИТ-индустрии чаще других стимулируют сотрудников к созданию семьи и рождению детей

Работодатели ИТ-индустрии чаще других стимулируют сотрудников к созданию семьи и рождению детейИзображение от drobotdean на Freepik

Большинство работающих россиян (65%) уверены, что качественные меры корпоративной поддержки семейных сотрудников могут повлиять на желание женщины завести ребенка. Сегодня какую-либо дополнительную помощь семейным сотрудникам оказывают 54% российских работодателей, чаще всего это компании в ИТ-сфере (71%) и крупный бизнес (62%). Наиболее распространенные практики поддержки – это подарки или денежные выплаты перед 1 сентября, Новым годом и другими праздниками (15%), а также пособия при рождении ребенка (13%).

В России с 2025 года запустят новый национальный проект "Семья". Он предусматривает дополнительные 75 млрд рублей финансирования для регионов, где коэффициент рождаемости ниже, чем в среднем по стране. Средства планируют направить, прежде всего, на помощь многодетным семьям. Российские коммерческие и государственные организации подключаются к решению демографического вопроса, выделяя дополнительные ресурсы на помощь работникам, у которых есть дети. ПСБ и аналитический центр НАФИ выяснили, какие корпоративные меры поддержки наиболее популярны сегодня. Подробности – в новом исследовании.

Запрос россиян на поддержку работодателем семей с детьми

Большая часть трудоустроенных россиян (65%) убеждена, что поддержка работодателем семей с детьми может положительно сказаться на их репродуктивных планах. Предоставление такой поддержки в целом важно для 67% трудоустроенных жителей России еще на стадии выбора работодателя. Наиболее значим этот аспект для тех, у кого уже есть дети школьного возраста (77%), опрошенных в возрасте от 35 до 44 лет (74%) и женщин (73%).  

Четверть работающих россиян (25%) считают, что меры корпоративной поддержки должны предоставляться, в первую очередь, сотрудникам с детьми возрасте от 1 года до 3 лет – когда ребенок еще не может оставаться на полный день в детском саду. Чуть меньшая доля опрошенных – 22% – считают, что помощь нужна родителям школьников, в частности, из-за необходимости обеспечить им присмотр во время длительных летних каникул.  

Еще 18% российских работников выступают за первостепенное содействие семьям с дошкольниками от 4 до 7 лет.

Необходимость помощи беременным женщинам, родителям новорожденных и детей до 1 года отмечают по 9% опрошенных.

Мужчины чаще подчеркивают важность дополнительной поддержки беременных (11% против 6% среди женщин) и мам в первый год жизни ребенка (11% против 7% среди женщин).

Корпоративные практики поддержки семей с детьми 

Более половины трудоустроенных россиян (54%) отметили, что их работодатель оказывает помощь сотрудникам с детьми. В большинстве случаев это компании в ИТ-сфере (71%) и крупные предприятия (62%).

Самая распространенная корпоративная практика – это подарки детям или денежные выплаты сотрудникам с детьми перед 1 сентября, Новым годом и другими праздниками (15%). Также популярна в российских компаниях финансовая поддержка работника при рождении ребенка (13%).

Среди других практик:

  • содействие в организации летнего отдыха ребенка или компенсация затрат на него. Введена в 10% компаний;
  • корпоративные мероприятия с участием детей, билеты на спектакли, утренники и др. – 9%;
  • возможность гибридной или удаленной занятости для женщин с детьми (8%);
  • компенсации за медицинские расходы (8%);
  • предоставление дополнительных отпускных в связи с семейными обстоятельствами (8%);
  • компенсации образовательных услуг и няни для детей сотрудников (по 4%).

Исследование показало, что полностью удовлетворены существующими мерами поддержки сотрудников с детьми со стороны работодателя 23% работающих россиян. В тоже время 74% опрошенных либо не имеют таких мер поддержки (46%), либо считают их недостаточными (28%).

Выше всего удовлетворенность существующими мерами корпоративной поддержки семейных сотрудников у молодых мужчин и людей, работающих в компаниях с развитой корпоративной социальной ответственностью.  Ниже – у работников сферы транспорта, здравоохранения и торговли. В этих отраслях реже всего поддержка семей с детьми встроена в корпоративную культуру.

Ольга Ерёменко, вице-президент — руководитель центра корпоративной социальной ответственности ПСБ: 

Исходя из данных опроса, мы можем говорить о большом потенциале для увеличения вклада работодателей в достижение целей демографической политики. Другой вывод – очевидно, что российские работодатели – как из частного, так и государственного сектора, — все активнее подключаются к программам поддержки семей, выделяя дополнительные ресурсы на помощь работникам, у которых есть дети, формируя корпоративные демографические программы и тем самым способствуя повышению рождаемости в стране. Один из приоритетов ПСБ как социально ответственного работодателя - корпоративная демографическая политика, поддержка материнства, отцовства и детства. Мы создаем условия для баланса между работой и семьей, поддерживаем сотрудников с детьми и делимся лучшими практиками корпоративной демографической политики с профессиональным сообществом, вносим предложения на рассмотрение органов государственной власти, активно участвуем в подготовке рекомендательного корпоративного демографического стандарта, который будет предложен к внедрению в российских компаниях, и рассчитываем таким образом обеспечить повышение уровня социальной защищенности сотрудников российских компаний. 

Ирина Гильдебрандт, директор направления стратегических проектов Аналитического центра НАФИ:

Бизнес обладает высоким ресурсным потенциалом, чтобы разделить с государством ответственность за решение национального демографического вопроса – сбережения российского населения, формирования и развития человеческого капитала. Таким инструментом может стать стандартизированная семейная политика компаний, выраженная в виде практик материальной и нематериальной поддержки как семейных сотрудников, так и будущих родителей. Но, безусловно, диалог с бизнесом относительно внедрения и расширения мер подобной корпоративной поддержки должен базироваться на данных о том, какие выгоды – финансовые, имиджевые, производственные – подобные практики могут принести компании. 

Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что соблюдение компанией принципов социальной ответственности в отношении сотрудников повышает их удовлетворенность и лояльность, укрепляет имидж работодателя, положительно сказывается на трудовой вовлеченности персонала, снижении текучки кадров, повышении общей производительности. А говоря о женщинах, их уверенность в гарантированноÚ дополнительной материальной поддержке и обеспечении комфорта для осуществления трудовой деятельности (удалённый и гибкий формат занятости, гибкий формат отпусков и т.д.) снижает степень неопределенности, тревожности при планировании рождения ребенка". 

Методология: всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в марте 2024 г. Опрошены 1500 работающих россиян возрастом от 18 лет из всех регионов РФ. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.

Таблица 1. "На Ваш взгляд, наличие дополнительной поддержки со стороны компании может или не может повлиять на решение женщины родить ребенка?", в % от всех опрошенных 

  •   
  • % 
  • Скорее может
  • 65
  • Скорее не может
  • 27
  • Затрудняюсь ответить
  • 8


Таблица 2. "Если бы Вы сейчас искали работу, насколько для Вас было бы важно, чтобы работодатель предоставлял дополнительную поддержку сотрудникам с детьми?", в % от всех опрошенных 

  •   
  • % 
  • Скорее важно
  • 67
  • Скорее не важно
  • 29
  • Затрудняюсь ответить
  • 4


Таблица 3. "На Ваш взгляд, родителям детей какого возраста особенно нужна дополнительная корпоративная поддержка от организации?", в % от всех опрошенных 

  •   
  • % 
  • Родителям детей 1-3 лет
  • 25
  • Родителям детей младшего и среднего школьного возраста (7-14 лет)
  • 22
  • Родителям детей 4-7 лет
  • 18
  • Родителям детей до 1 года
  • 9
  • Женщинам, ожидающим рождение ребенка
  • 9
  • Родителям детей старшего школьного возраста (15-17 лет)
  • 5
  • Затрудняюсь ответить
  • 12


Таблица 4. "Существуют ли в вашей организации меры поддержки сотрудников с детьми? Если да, то какие?", в % от всех опрошенных* 

  •   
  • % 
  • Дополнительные выплаты, материальная поддержка к Первому сентября, Новому году, иным праздникам
  • 15
  • Дополнительные выплаты при рождении детей
  • 13
  • Компенсация затрат на отдых, поездки детей сотрудников в период каникул
  • 10
  • Проведение корпоративных мероприятий для сотрудников с детьми
  • 9
  • Возможность удаленной или гибридной занятости для матерей, имеющих детей
  • 8
  • Дополнительные дни отпуска для сотрудников с несовершеннолетними детьми
  • 8
  • Компенсация медицинских услуг
  • 8
  • Компенсация услуг по проведению детского досуга (билеты в кино, театры, парки развлечений)
  • 7
  • Организация корпоративного детского сада
  • 6
  • Поддержка сотрудниц в декрете (психологическая, образовательная поддержка)
  • 6
  • Наличие корпоративного, ведомственного санатория, дома отдыха
  • 5
  • Поддержка статуса сотрудников с детьми внутри компании
  • 4
  • Компенсация образовательных услуг
  • 4
  • Компенсация услуг няни
  • 3
  • Другое
  • 2
  • В организации нет программ поддержки сотрудников с детьми
  • 46


*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность дать  несколько ответов. 

Таблица 5. "В целом, имеющихся мер поддержки работающих родителей скорее достаточно или недостаточно?", в % от всех опрошенных 

  •   
  • % 
  • Скорее достаточно
  • 23
  • Скорее недостаточно
  • 28
  • Затрудняюсь ответить
  • 5
  • В организации нет программ поддержки сотрудников с детьми
  • 46


 

...

  • 0

Популярное

Последние новости