"Иногда на своих уроках слышу вопли отчаяния": учитель Гимназии имени Грина о необычных случаях из школьной практики
- 25 сентября 16:35
- Мария Акимова

Новая участница проекта "Народный учитель — 2025" — Юлия Александровна Рожкова, учитель технологии и математики кировской Гимназии имени А. Грина.
Поступать хотела на дизайнера, прокурора, экономиста, литературного корректора — металась. И только в конце 11 класса решила: пойду в учителя. Всегда нравилось работать с детьми и рукодельничать. Совместила два этих дела и стала учителем технологии.
Работаю пятый год. Первые два года преподавала только технологию, а потом начала вести еще и математику. Когда шла на самое первое 1 Сентября, боялась коллектива и того, как меня примут дети. Параллельно поступила в магистратуру и опасалась нагрузки. На третий год работы снова стало страшно — мне дали классное руководство у семиклассников. Ты несешь за них ответственность, и все шишки за их прогулы и шалости летят тебе. Но я привыкла, и работа меня радует.

Нужно уметь общаться со всеми: с детьми разного возраста, даже когда у них перепады настроения, с завучами и директором, коллегами, родителями. Кто-то из родителей горой за ребенка и не слышит учителя. А кто-то готов работать в связке с педагогом. В общем, нужно быть мобильным.
Нравится наблюдать, как у ребенка работает мозг. Современным детям часто бывает сложно придумать свое. Когда даешь им творческое задание, большинство теряется, смотрит примеры в Pinterest, ищет видео. Только потом выбирает понравившийся вариант и воплощает его. Но когда дети все же придумывают, решают задачи нестандартно, я по-настоящему радуюсь.

Когда стала классным руководителем, попыталась ввести систему поощрений. Сделала табличку, и за каждое "хорошее" дело ставила напротив фамилии ребенка штампик-лапки. Мы сдавали макулатуру, пластик, участвовали в конкурсах. Потом за первое место дарила большую шоколадку, за второе — большую конфету, за третье — большую упаковку драже. В призерах был почти весь класс.
В седьмом классе это работало, но, когда дети подросли, им уже стало неинтересно. Решила, что снова попробую ввести эту систему, когда мне дадут пятиклассников.
У меня у единственной в школе в кабинете стоит диффузор, и одна из учениц взяла за правило каждый год дарить мне новый аромат для него.
Я поняла, что, работая с детьми постарше, не просто можно, но и нужно шутить. Подтрунивать, давать добрые прозвища. Когда ребенок отвлекается на уроке, необязательно звать его по фамилии, можно использовать прозвище. И он гораздо охотнее откликнется.
Бывает, ученик на математике выходит к доске. Когда у него все-таки получается решить пример, он воодушевленный собирается уходить на место. И тут я говорю: посмотри внимательнее, там еще буква "б". Раздается настоящий вопль отчаяния! Это забавно.

В свободное время много читаю: романы, детективы. Вяжу, рисую картины по номерам. Работы много, в свободное время спасают рукоделие, книги и сериалы.
Если не учителем, кем бы вы стали? Швеей.
Если бы представилась возможность пообщаться с Президентом, что бы вы попросили? Чтобы он присмотрелся к условиям жизни учителей.
Что может сделать учитель за 30 секунд? Вспомнить всех своих нерадивых учеников.
Какой безумный поступок вы бы совершили? Набила бы татуировку на видном месте.
