Наверх

Участники Гайдаровского форума назвали развитие сферы образования одним из ключевых факторов экономического роста

Возрастное ограничение: 0+
16 января в рамках 10-го Гайдаровского форума прошла экспертная дискуссия на тему: «Образование и экономический рост: стратегия на перспективу». Участники дискуссии рассмотрели возможности институциональных и неинституциональных изменений в образовательной системе, способных оказать положительный эффект на формирование человеческого капитала, а также способствовать ускорению темпов экономического роста.
 
В обсуждении приняли участие эксперты ведущих министерств и ведомств, ответственных за развитие системы образования, включая представителей министерства науки и высшего образования, ведущих университетов, а также представители бизнеса, участвующего в развитии российского образования. Модератором сессии выступил ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев.
 
Спикеры обратили внимание на необходимость комплексных институциональных преобразований в образовательной среде и на поиск механизмов эффективного взаимодействия системы образования с рынком труда, которые должны учитываться при подготовке кадров в будущем.
 
Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, представила внимаю участников экспертной дискуссии аналитический доклад о системных вызовах в сфере образования России. Основной посыл доклада был направлен на актуализацию необходимости институциональных реформ в образовании, а именно - в рамках проведения бюджетного маневра, оценке государственных экзаменов, контрольных цифр приема и изменений подходов к механизмам бюджетного финансирования вузов и организаций СПО, аккредитации вузов. Клячко обратила особое внимание на недостаточность финансированиа образования в России:
Сегодня очень много говорят о национальном проекте «Образование», и мы посмотрели, как в будущем должна измениться ситуация по финансированию сферы образования. К 2019 году этот показатель должен составить 3,7 % ВВП. По нашим расчетам нужно 4,4 % или 4,6 % ВВП, чтобы система образования могла нормально развиваться и эффективно готовить кадры для роста отечественной экономики.
Генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин обратил внимание на самые острые вопросы, которые предстоит сегодня решать современной школе:
Возможны ли инвестиции без институциональных реформ? Сегодня перекосы есть даже в таких вопросах, как финансирование закупки учебных материалов для общеобразовательных организаций. Разница в обеспеченности средствами из бюджета разных регионов доходит до 5 раз! Если сопоставить, например, Москву с Марий Эл или Тамбовской областью, то разница окажется очень значительной. И в связи с этим не все учебные материалы, которые хотели бы использовать педагоги, удается закупить и обеспечить ими учащихся. Исправление этой ситуации могло бы положительно сказаться на образовательных результатах в этих областях и регионах. И, конечно, требуют самого пристального внимания те вопросы, которые наиболее актуальны для российского образования – количество мест в школах, строительство новых школ, реконструкция тех школ, которые сейчас находятся в эксплуатации, увеличение количества педагогов – профессия должна стать привлекательной для молодых людей и для тех, кто по каким-то причинам из этой профессии ушел.
О значимости институциональных изменений говорил и Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:
Для эффективной деятельности системы образования необходима объективная оценка на всех уровнях (система объективной оценки школьников, учителей, директоров школ, студентов, ректоров, преподавателей и т.д.), но не для того, чтобы просто наказать или сказать этот хороший или плохой, а для того, чтобы потом оказать соответствующую помощь и поддержку. Только тогда система образования будет работать – отметил Сергей Кравцов.
При этом, по мнению ректора НИУ ВШЭ, Ярослава Кузьминова, в образовательной системе существуют сектора, вложение в которые не должны быть обусловлены серьезными институциональным преобразованиями, но могут существенно повысить уровень и качество образования, а именно: НИОКР в вузах (финансирование их научной деятельности сейчас недостаточно) и решение проблемы чрезмерной нагрузки на преподавательский состав.
 
Также Кузьминов обратил внимание на ограниченный характер влияния образования на развитие экономики:
Образование является одним из факторов роста экономики. Человека еще должны нанять и соответственно экономика должна его признать нужным, платить ему зарплату и тогда человеческий капитал сложится. В этом отношении, образование которое выходит за рамки платежеспособного спроса экономики и которое не может сформировать в свою очередь этот платежеспособный спрос – это затраты, которая в экономику не приносит экономический рост.
По мнению ректора РАНХиГС Владимира Мау, при принятии решений в сфере образования необходимо учитывать уровень развития территории, на которой эти решения должны реализовываться. В то же время он обозначил и самоценный характер образования:
Должно ли образование дать экономический рост? Не должно! Образование ценно само по себе. Образование приносит общественное благо и нельзя образование измерять вложением или не вложением в экономический рост. Образование – это фактор устойчивости страны.
О реализации национальных проектов и системных преобразованиях в высшем профессиональном образовании рассказала Марина Боровская, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации. По ее мнению, необходимо обратить внимание на формирование инфраструктуры учебных заведений:
Инфраструктура учебных заведений не определяется только материально-технической базой, информационными ресурсами и финансовыми ресурсами, это прежде всего качество профессионального сообщества, профессорско-преподавательского состава, научного потенциала. От качества инфраструктуры зависит успех преобразований и тех задач развития, который ставит перед собой конкретный университет.
Загрузка...

Следующая новость

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru