"Вся школа собирала макулатуру, чтобы купить ксилофон и трещотки": история учителя музыки

"Вся школа собирала макулатуру, чтобы купить ксилофон и трещотки": история учителя музыкиФото предоставлено героиней публикации

Продолжаем цикл публикаций конкурса "Народный учитель – 2022". Наталья Владимировна Кузнецова 18 лет преподает музыку в средней школе поселка Лебяжье.
Каждое утро Натальи Владимировны начинается в 5 утра: многодетной маме нужно многое успеть до первого урока, к тому же в школу она из своей деревни из-за отсутствия общественного транспорта добирается на машине. Но в 8 утра об утренних хлопотах ничего не напоминает. Каждый свой урок наша героиня начинает с улыбки и шутки, поэтому для коллег она "человек-праздник", а для учеников – "самый любимый музыкант". С этого учебного года Наталья Владимировна работает еще и советником директора по воспитанию и сотрудничеству с общественными организациями. Подготовка и проведение общешкольных мероприятий без ее участия не обходятся.

Про выбор

Все мое детство прошло в Доме культуры. Мама работала там методистом, потом стала директором, поэтому я и пела, и плясала, и играла в спектаклях, и гастролировала по городам и селам. После окончания Советского педагогического училища пришла работать в школу учителем музыки. Пообещала сама себе, что буду делать уроки такими интересными, чтобы на них дети бежали. Думаю, что с этим я справилась. Вот, например, сегодня в 8 классе мы изучали и исполняли гимны. Но перед самым звонком ребята просят: "Наталья Владимировна, а давайте еще романс споем. "Очи черные", например. Пели и романс. В 8 классе музыка преподается последний год, не представляю, как я буду прощаться с этими ребятами.

Про заботу

Человек я очень эмоциональный и сентиментальный. До сих пор не могу пережить расставание с девятиклассниками. Я была у них классным руководителем и преподавала музыку с 1 класса. И вот мои дети уходят из школы... Многие ребята поступили в колледжи и техникумы, а тех, кто сейчас учится в 10 классе, я продолжаю опекать. Стараюсь накормить чем-нибудь вкусным, слежу, чтобы их не обижали. Поэтому я и отказалась брать классное руководство у младших школьников, чтобы снова не переживать эту боль при расставании.

Про трудности

В начальных классах очень сложная программа по музыке. Она рассчитана на музыкальные школы, поэтому я создала авторские рабочие тетради по музыке для учеников 1 и 2 классов с соответствии с учебной программой (Критская, Сергеева). Они получили отзывы коллег из Кирова, Советска, Яранска и куратора Кировского областного института развития образования. Тетради призваны облегчить восприятие учебного материала. Я убеждена в том, что на уроке музыки нужно раскрывать потенциал ребенка, а не нагружать его.

Про новаторство

На уроке при изучении народных инструментов мы сами создаем оркестр. Ребята играют на трещотках, бубнах, гуслях, ложках, даже тарелках и стаканах. Некоторые инструменты я собирала у жителей сел и деревень, ведь часто бывает так, что в доме есть старинный предмет, но уже никто не знает, для чего он нужен. В этом году мы закупили новые инструменты. Вся школа участвовала в сборе макулатуры. На полученные деньги купили ксилофон, рубель, трещотки. Иногда мы и сами мастерим инструменты. Часто в этом нам помогают родители. Это совсем не сложно. Например, из обувной коробки и лески получаются гусли, которые прекрасно звучат!

Про традиции

В каждом классе у нас есть переходящий скрипичный ключ. Его получает ребенок, который отличился на уроке. На следующем занятии он его либо передает, либо оставляет у себя. Тут уже решают сами дети, как поступить. Ключики очень мотивируют ребят. А еще есть мягкая кукла "Муза музыки". Она помогает ребятам перебороть свои страхи. Знаете, что начать петь перед всем классом могут далеко не все. Мешают стеснительность, комплексы, зажатость... Я предлагаю ребенку закрыть лицо куклой, тогда получится, что поет игрушка, а не он. Сейчас я даже уже и не помню, где прочитала о таком методе. Но он очень эффективный. "Муза музыки" всем помогает, и поют все громко и открыто!

Про попсу

Даже первоклассники наизусть знают песни Хабиба, Бузовой и прочих, к сожалению, популярных сейчас исполнителей. Дома, на улице они могут их и петь, и слушать, но только не в классе на уроке. Песен достойных, содержательных, проникновенных так много, что не хватит целой жизни, чтобы их прослушать.

Про увлечения

Так как человек я деревенский, то и увлечения у меня соответствующие: огород, теплицы, грибы-ягоды. В этом году я только солений заготовила 400 банок. Когда все успеваю? Встаю рано!

БЛИЦ-ОПРОС
1. Если бы не учителем, то кем бы вы стали? Сын однажды мне сказал: "Мама, уходи из школы и открывай свою кондитерскую!" Я действительно готовлю очень вкусные и торты, и пиццу, и роллы еще мои все хвалят! А дочь недавно заявила, что из меня получился бы неплохой психолог. Наверное, я могла бы освоить много профессий, вот только из школы уходить не хочу!
2. Что бы вы попросили у президента? Обустроенный по последнему слову техники музыкальный кабинет! А еще я не могу не затронуть в общении с президентом тему учительских зарплат. Очень хочется, чтобы те, от кого зависит этот вопрос, поработали месяц в обычной сельской школе. А потом смогли оплатить кредит или ипотеку, коммуналку, закупить все для хозяйства, помочь детям и еще жить целый месяц. Это был бы очень полезный эксперимент.
3. Что может учитель за 30 секунд? Учитель может свернуть горы! Было бы желание!
4. Какой безумный поступок вы хотели бы совершить? Прокатиться верхом на лошади. Я и боюсь, и мечтаю хотя бы раз почувствовать себя героиней любимого фильма "Гардемарины, вперед!".

Прочитать уникальные истории и познакомиться с остальными участниками проекта "Народный учитель – 2022" можно здесь.

 

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости