"Я была обречена стать учителем": история педагога с 50-летним стажем

"Я была обречена стать учителем": история педагога с 50-летним стажемФото предоставлено героиней публикации

Педагог рассказала о методах работы, ценном подарке и самом приятном комплименте

Продолжаем серию публикаций проекта “Народный учитель – 2022”. Сегодня мы пообщались с учителем начальных классов школы №30 Светланой Николаевной Араслановой.

Самым первым выпускникам нашей героини уже далеко за 50, это взрослые солидные люди. При встрече с первой учительницей они все говорят примерно одно и то же: "Светлана Николаевна, вы совсем не изменились!" И дело не только во внешности, несмотря на педагогический опыт, учитель никогда не использует старые конспекты, осваивает компьютерные технологии, участвует в конкурсах и фестивалях, учится сама и учит учиться других. Никаких торжеств по поводу юбилейной даты Светлана Николаевна устраивать не собирается. Начался новый учебный год, сейчас разве до пустяков?!

Про методы

Я постоянно что-то ищу. Раньше изучала опыт наших учителей-новаторов Ш. А. Амонашвили, С.А. Лысенковой. Мне близка и понятна предлагаемая ими педагогика сотрудничества. Это большое направление, расскажу лишь про один, пожалуй, мой самый любимый метод. Я часто ставлю детей в тупиковые ситуации. Не соглашаюсь с классом, специально вызываю жаркие споры! Нужно видеть, как в этот момент меняются дети! Они начинают мне доказывать свою правоту, находят миллион аргументов, по цепочке объединяется весь класс, чтобы отстоять свою точку зрения!

Про традиции

50 лет назад я начала работать вожатой, поэтому и сейчас в своей работе применяю (и не собираюсь от этого отказываться) методы советского воспитания. Те, кто учился в СССР, помнят, что классы в начальной школе были поделены на "звездочки". Сейчас в моем классе 5 групп по 6 человек. И мне удобно работать с небольшими коллективами (проводить различные соревнования, организовывать дежурства и прочее), и ребятам так интереснее. Они сплачиваются, учатся помогать друг другу, отвечать не только за себя, но и свою команду. Мы придумываем названия для групп: "Котята", "Зайчата", "Гномы". В 4 классе "Гномы" становятся с меня ростом, но названия менять отказываются всегда!

Про родителей

На первом родительском собрании я всегда говорю мамам и папам: "Теперь ваши дети – это мои дети" А еще, этого я, конечно, не говорю вслух, и родители становятся моими детьми. Сплотить эти два коллектива – детей и родителей – и является задачей учителя начальных классов. Без участия, поддержки и включенности родителя учителю не справиться. И вот мой совет всем, кто отвел в этом году детей в первый класс или это еще предстоит сделать: нужно вместе с ребенком переживать каждый миг. Успех на 50 процентов зависит от учителя. Остальные 50 процентов – вклад родителей.

Про находчивого папу

Однажды я проводила открытое мероприятия о профессиях. "Гвоздем программы" должен был стать отец школьника, который поделился бы секретами своего дела. И вот начинается урок, в классе собрались учителя городских школ, руководство, некоторые родители, которые пришли меня поддержать, а "гвоздя программы" нет. У меня шок. Что делать? И представьте себе: встает папа, который оказался на мероприятии случайно, и совершенно без какой-либо подготовки начинает рассказывать о своей самой обычной профессии. Ни приглашенные гости, ни руководство школы не догадались, что это была чистой воды импровизация!

Про опыт

Был в Кирове такой эксперимент: при детских садах открывались классы, в которых учились шестилетние дети. Выглядело это так: учитель приходит на работу в садик, проводит несколько уроков, затем ребята с воспитателем гуляют, обедают, отдыхают, после чего занятия продолжаются. Из детского сада воспитанники-ученики приходили не в первый класс, а во второй. Вот такая "мягкая" адаптация. Это был интересный опыт, и я жалею, что эксперимент был краткосрочным.

Про компьютер

17 лет назад мои ученики сделали меня уверенным пользователем ПК. В это время у школьников стали появляться телефоны, планшеты, ноутбуки, и мне нельзя было от них отставать. Если у меня что-то не получалось, то консультировалась у ребят. Так и втянулась! Сейчас наша профессия невозможна без передовых технологий, это надо принять, освоить и спокойно работать!

Про подарок

Есть у меня деревянная указка, которая дороже золотой. Ее сделал для меня своими руками мой выпускник, сейчас он учится в 7 классе. Мальчик часто навещал меня и, наверное, заметил, что моя пластиковая указка сломалась. Я разрешаю брать этот подарок только тем ребятам, кто хорошо знает карту России. И вы знаете, дети ждут момента, когда они получат в руки эту необыкновенную указку.

Про момент

Когда в классе начинается самостоятельная работа, я внимательно смотрю на своих детей. Вот она, высшая награда учителя! Одухотворенные лица, глаза, наполненные идеей. В этот момент я люблю, ценю и уважаю каждого ребенка, и мне совсем не важно, на какую оценку эта самостоятельная работа будет выполнена.

БЛИЦ-ОПРОС
1. Если бы не учителем, то кем бы вы стали? Педагогом и только педагогом. Никаких других профессий для меня не существует.

2. Что учитель может сделать за 30 секунд? Заплести косичку, выслушать секретик, отправить заявку в столовую и еще что-нибудь!

3. Какой безумный поступок вы хотите совершить? Построить небольшую уютную начальную школу с классами по 15 ребятишек. Ученики – дети с 6 лет. Педагоги – люди, горячо любящие детей и свою работу. В каждом классе обязательно освобожденный педагог-воспитатель. И общими усилиями сделать все, чтобы ребенок любил учиться  и с радостью бежал в школу. Может, это и не такой уж безумный поступок и скоро так и будет. 

Прочитать уникальные истории и познакомиться с остальными участниками проекта "Народный учитель – 2022" можно здесь.

 

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости