Режиссер из Санкт-Петербурга рассказала о премьерном спектакле

Режиссер из Санкт-Петербурга рассказала о премьерном спектаклеФото из открытых источников

Любовь к театру кукол объединяет детей и взрослых, помогая поверить в сказку. Для постановки спектакля "Крошка Енот" по произведению Лилиан Муур в наш город по приглашению Кировского театра кукол имени А.Н. Афанасьева приехала театральный режиссер из Санкт-Петербурга Екатерина Тихонова.

Это вторая работа режиссера в театре кукол. С первой, "Приключения Незнайки", кировские зрители познакомились в сентябре 2022 года и оценили ее за позитивный настрой и искренность. Премьера спектакля "Крошка Енот" состоится 5 ноября в 11.00 и 14.00 в малом зале театра кукол.

Екатерина, расскажите о вашем пути в профессию режиссера театра кукол?

— Если когда-нибудь я буду писать мемуары, они будут называться "Во всем виновата бабушка". И мама, и папа у меня оба инженеры. В школе и по точным, и по гуманитарным наукам у меня были пятерки, но больше всего я любила литературу. А бабушка моя, она не актриса и не режиссер, с театром никак не связана, но она большой фанат классической музыки и театра. Я рано посмотрела оперу и балет, и в детском саду на праздниках меня все время просили то прочитать стихотворение, то спеть. Когда в девятом классе встал выбор, кем я хочу быть, я объявила родителям, что хочу поступать в "Щуку" (театральный институт имени Бориса Щукина в Москве). Разразился скандал. Родители сказали, что актерство — это не профессия, а полная ерунда. Согласились только на телевидение. Они решили, что относительно театра это вполне нормальное место. Так я оказалась студенткой университета в Петербурге. Мне повезло: в Питере был драматический театр на Галерной, при нем работала студия. Я прошла просушивание, и меня зачислили. Я училась в университете, а параллельно в театральной студии. После учебы я увлеклась музыкой и поступила на "рояль" в школу Римского-Корсакова. Моим педагогом был Даниил Львович Дворцов, который сейчас возглавляет министерство культуры Кировской области. Педагогом он был фантастическим и сумел вселить в меня грандиозную любовь к музыке. Я тогда решила, что буду музыкантом и устроилась завмузом в частный театр, где впервые увидела кукольников. Здесь я начала интересоваться куклами. В институт сценических искусств поступила уже с некоторым театральным багажом знаний и опыта. После окончания работаю по специальности и очень этому рада.

5 ноября на малой сцене театра кукол состоится премьера вашего спектакля "Крошка Енот". Как вы определите жанр спектакля?

— Сказка. В спектакле очень простая история, абсолютно классическая. История о взрослении, рассказанная с помощью героев сказки Лилиан Муур.

Лилиан Муур написала свою сказку шестьдесят лет назад. В чем ее актуальность сегодня?

— Безусловно, сказка актуальна. И неважно когда она написана, все равно, рождаются на свет дети, проходит время, и у них появляется понимание себя, осознание своего пути, сложностей мира, в котором живешь. Приблизительно до 3 лет дети воспринимают мир осязательно, на ощупь, видят его впервые. Наш возраст в спектакле «Крошка Енот» три плюс. С этого возраста начинает работать логика, развиваться понимание причинно-следственных связей, условно, я толкнула чашку со стола, она упала и разбилось – связь усвоена. С трех лет мы имеем право рассказывать в театре сюжет. В этом возрасте дети простой сюжет уже могут хорошо считывать, воспринимать, осознавать прямую зависимость между действием и следствием. В этом заключается один из периодов взросления. Как говорят психологи, взрослый человек — это тот, кто может нести ответственность за свое решение, за свой выбор в жизни. Любой ребенок в любое время сталкивается с выбором и с ответственностью, таким образом он проходит этапы взросления. Крошка Енот тоже делает свой выбор, берет на себя взрослое решение наловить раков в пруду для семейного ужина.

В сказке Лилиан Муур нет персонажа папы Енота. В спектакле его тоже не будет. Почему именно мама учит Крошку Енота преодолевать страх, быть смелым, проявлять решимость?

– Я не могу влезть в голову писателя и узнать все ответы. Для меня история Крошки Енота сложилась так: мама – "первый дом", утроба. По влиянию на ребенка, на его последующее развитие мама имеет чаще всего большее значение, чем отец. И я не стала бы разделять в сказке функционал родителей, ребенок черпает от обоих родителей сразу. В сказке же, как и в спектакле, необязательно показывать системно весь воспитательный процесс. Для ребенка важно, особенно в раннем возрасте, чтобы он чувствовал родительскую любовь, поддержку. Любовь исходит от мамы Енота, которая для него оберегающий "первый дом". Она вмещает в себя функционал не только папы, но и всей семьи.

Да, так часто в сказках бывает, когда на одном или двух персонажах сосредоточен весь семейный кейс воспитания.

— В спектакле разговором с мамой все начинается и заканчивается тоже мамой. Она единственный рациональный персонаж в нашей истории, который понимает, что происходит и что нужно делать Крошке Еноту. Еще один взрослый герой в спектакле – Дикобраз. Он старый и много знает о жизни в лесу.

Дикобраз мудрый, как дедушка? Видится аналогия жителей леса с семьей.

— Лес – семья, конечно. Большая семья. Сюжетно можно так сказать. Мама, рационально думающий персонаж, единственная знает верное решение проблемы "того, кто сидит в пруду", остальные – дети и дедушка.

Почему первая реакция лесных детей-зверей на "того, кто сидит в пруду" была угрожающей? Почему они решили напугать, а не придумать что-то иное?

– Это природный защитный импульс "бить-бежать". Первая реакция на страх. Она дана с рождения. С этим опытом каждый из нас тоже знакомится, учиться преодолевать страхи, условно рептильного мозга, осознанно. Если что-то страшное случается, то я либо бью, либо убегаю. Это чистая физиология. Мама же Енота воспитывает рациональное начало, ведущее к приобретению социальных навыков, к дружескому преодолению проблем в общении.

Странно, что в финале истории ни Крошка Енот, ни его друзья не поняли, что в пруду они видят всего лишь свои отражения. И мама им не подсказала.

– Очевидно, что мама Енота все понимала и знала. История узнавания себя в отражении за скобками нашего спектакля-сказки. Она о следующем этапе взросления. Когда ты уже понимаешь, что ты – это ты, а не кто-то другой. Вот в период осознания своего "я" в мире, мама уже может тебе подсказать, подтолкнуть к понимаю, кто на самом деле "сидит в пруду". Но это будет уже совсем другая сказка. Спектакль "Крошка Енот" простая и добрая история. Дружелюбный опыт Крошки Енота и его друзей поможет ребенку при его поступлении в детский сад, во время игр на детской площадке. Не только узнать себя в отражении, но и наладить контакт с другими. Дома – ты один, ты – главный, а тут в садике или на площадке кроме тебя есть еще и другие дети. И они тоже сами по себе важны. Как с ними подружиться? Как выстроить общение? На примере спектакля маленькие зрители способны хорошо усвоить уроки дружеской коммуникации.

"Крошка Енот" будет с интерактивом, с игровыми элементами?

— Интерактив в спектакле не нужен. Он помешает осмыслению истории, превратит ее в игру. Если бы спектакль создавался для площадки детского сада, где мы не должны ставить четвертую стену, то игровые моменты, возможно, были бы уместны, но в зале театра, такое интерактивное начало только препятствует художественной задаче. Анимацию лучше оставить для детской игровой комнаты. Добавлю к сказанному. Не все мамы водят детей на "бэбики". Наш спектакль три плюс. Многие дети в этом возрасте приходят в театр впервые. Для них это совершенно новый опыт. Пусть знакомство с театром начнется с того, что здесь другой порядок, что театр – не пространство для твоей личной свободной игры. Ты вышел с родителями из своего небольшого мира, из своего дома в мир большой, незнакомый, принимай его условия, учись жить не только по своим правилам.

Беседу записал Андрей Антонов

...

  • 0

Популярное

Последние новости