Самоизоляция или самоликвидация: как бизнес в Кирове выживает во время карантина
О том, что происходит с малым бизнесом в Кирове - в материале progorod43
Из-за введенного 30 марта в Кировской области режима самоизоляции бизнес терпит серьезные убытки. Уже 1,5 месяца торговые центры, предприятия общепита, бьюти-сферы и все досуговые учреждения закрыты для посещения. Кировские бизнесмены начали ликвидировать свои предприятия: уже закрыты бар "Фабрика", сеть "Арт-кофеен", гриль-бар "Мюнхен" и ресторан "Wood Room Bar". Иного выхода в сложившейся ситуации предприниматели попросту не видят. Одна из причин - высокие арендные платежи. Выручка магазинов и кафе, закрытых из-за коронавируса, упала практически до нуля, и многие просто не в состоянии платить за помещения. Монологи представителей малого и среднего бизнеса в Кирове - в материале Progorod43.
Александра Петяя, управляющая котокафе "Zoki":Карантин отразился на нашем бизнесе негативно. Проект "Котокафе Зоки" не финансируется извне и сам себя обеспечивает: за счет платного входа, продажи сувенирной продукции и работы кафе. Возможности заработать нет, а расходы никуда не делись. Чтобы оплачивать счета и еду котам, мы занимаемся доставкой товаров для животных, по нашему промокоду "котокафе" с сайта Zoki вырученные средства переводят нам. Также занимаемся продажей настольных игр, различных книжек и сувениров в группе. В этой ситуации это наш единственный возможный вариант оплачивать счета и кормить котиков. Помещение кафе находится в аренде. 15 мая узнали, что для нас пересмотрели условия аренды, теперь платить будем меньше.
У нас понимающие и любящие свою работу и животных сотрудники, поэтому никаких изменений в построении отношений с ними не требуется. Все понимают обстановку и что от руководства пока не зависят сроки открытия. Зарплата у сотрудников сохраняется, в отпуск до окончания карантина никто не отправлен. Утром и вечером наши администраторы приходят в кафе для того, чтобы покормить котиков, поиграть с ними. Один человек с соблюдением всех необходимых мер. Мы продолжаем общаться с нашими посетителями через социальные сети, администраторы проводят трансляции, рассказывают, как у котиков дела.
Фактически каких-то льгот от государства мы не получаем. Льготный кредит или выплату в 12130 рублей на каждого сотрудника получить нереально, так как основной ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) нашей организации - оптовая торговля зоотоварами. Котокафе на дополнительном ОКВЭДе. Льгот нет, выплаты не положены. На мой взгляд, реальной помощью государства было бы рассмотрение индивидуальных режимов работы таких кафе, как мы. Например, чтобы была возможность пускать гостей по одному человеку, по предварительной записи. Частичная оплата государством арендной платы закрывшихся заведений (не по своей вине).
Артем Шубин, директор кафе "Шумовка":На момент введения ограничительных мер у нас работало 2 точки общепита: кафе "Шумовка" на Калинина, 40 и буфет "Шумовка" в ДК "Космос". "Космос" закрыли полностью, естественно, персонал мы потеряли. Из плюсов только то, что помещение муниципальное и нам отменили полностью аренду на время карантина.
По Калинина, 40 ситуация тоже тяжелая. Работаем только на доставку и навынос, это 50 процентов от прошлого объема продаж. С частью персонала пришлось прощаться. Сотрудникам, которые с нами остались, мы сохранили заработную плату в полном объеме, но образовалась задержка выплат. Аренду нам снизили на 50 процентов, но даже это сейчас мы не можем в полном объеме и в срок выплачивать, поскольку есть кредитные обязательства за обе точки. Плюс ко всему никто не отменял коммунальные платежи, а в общепите это большая нагрузка на бюджет предприятия - к примеру сейчас плата за электроэнергию составляет столько же, сколько и за аренду.
Что касается льгот от государства, в начале мая мы подали заявку на выплату 12130 рублей на трудоустроенных сотрудников, пока заявка рассматривается, будут ли реальные выплаты - неизвестно. Считаю, что наиболее эффективными стали бы прямые выплаты гражданам РФ.
Дмитрий Кочев, официальный представитель Ассоциации предпринимателей индустрии красоты, соучредитель и гендиректор сети парикмахерских "Прядки в порядке":Я являюсь серийным предпринимателем, на сегодняшний день у меня 3 вида бизнеса. Первый и самый старый - это розничная торговля, 2 магазина детской одежды "Шалуны". Второй вид бизнеса - сеть салонов красоты "Прядки в порядке", туда входит 17 салонов. В нем я соучредитель. И третий - коммерческая недвижимость, которой мы с партнером занялись в этом году. Могу точно сказать, что в розничной торговле ситуация критическая, в частности у тех магазинов, которые находятся в торговых центрах. Продажи по факту скатились до уровня 0-5 процентов от бывшего оборота: кто-то совсем ничего не продает, кто-то старается работать через интернет, однако и там продажи упали. Лично я за 2 месяца продал на 0 рублей. Мой коллега, который занимается продажей товаров другой категории, продал за это же время на 3900 рублей, с учетом того, что у него сеть магазинов. Эти деньги - капля в море, даже месячная оплата бензина обойдется дороже.
С салонами красоты ситуация совсем печальная, поскольку там коммерческая недвижимость находится в аренде. Собственно говоря, расходная часть остается, ее никто не компенсирует - только в тех случаях, когда удается договориться. В этом смысле здесь ситуация наиболее критическая. Бьюти-индустрия пострадала больше всех, потому что основная часть деятельности здесь - люди. 90 процентов - люди, 10 - всё остальное.
На 1 апреля в компании работало 114 человек. Зарплату людям платить нечем, поскольку деятельность компании полностью приостановлена - это основная проблема. По факту, если нас не откроют к июню, компания будет закрыта с долгами и не совсем понятно, что с этим делать. Все, за исключением одного помещения, находятся в аренде. Количество арендодателей большое, с большинством из них удалось договориться по оплате на тех или иных условиях. И это мы говорим о ситуации в апреле. В мае же арендодатели начали сильно "напрягаться", поскольку второй месяц оплаты нет - и понять их тоже можно, у всех свои обязательства. Полагаю, что в июне никто не предоставит ни скидок, ни рассрочек, потому что люди тоже не получают никаких денег, а жить дальше нужно. Одним словом, ситуация усугубляется с каждым днем и очень существенно, потому что аренда по факту - топ-5 из всех статей расходов.
Сотрудники уходят в отпуск за свой счет, таким образом поддерживая компанию. И то, что многим сейчас попросту не на что есть - еще большая проблема, чем аренда. Перед введением ограничений мы понимали, что нас закроют примерно на 1,5 - 2 месяца и к 1 апреля рассчитали все расходы и убытки. На всех точках провели собрания и честно объяснили людям ситуацию. Чтобы в апреле выдать зарплату сотрудникам за март, мы были вынуждены заложить личное имущество (2 автомобиля и личную недвижимость). За апрель и за май выплатить зарплату попросту невозможно. Никаких реальных мер поддержки, которые позволили бы компании получить деньги, не было. Сохранить заработную плату при ограничении деятельности, как обещал президент, в целом невозможно - у 90 процентов малого бизнеса нет никакой подушки безопасности.
Мы занимаемся подготовкой к возобновлению деятельности: ревизии, генеральные уборки, разработка регламентов и подготовка к новой реальности в целом. Я же, как собственник, фактически вынужден все это время заниматься политикой, чтобы нашу компанию открыли, а 100 с лишним человек смогли вернуться на работу и начать кормить свои семьи. На текущий момент единственное, что мы получили от государства - небольшая отсрочка по налогам и все. Также мы подали заявку на получение субсидий, и предварительно нам ее одобрили, надеемся, что получим ее. Естественно, все деньги, которые придут, будут направлены исключительно на то, чтобы дать деньги людям - поскольку мы несем за них ответственность. Что касается льготного кредита под 0 процентов - такая возможность есть, можно отправить заявку и получить деньги, однако при неработающей организации это не является поддержкой, а своего рода "медвежьей услугой". До того, как вышли последние выступления президента, компания могла взять кредит под зарплату на основе минималок с учетом налогов. Получается так: компания берет кредит, выдает из этого кредита деньги сотрудникам, оставшимся без работы, а потом после открытия, когда рынок услуг и спрос упадут, компания из какой-то мифической прибыли должна будет этот кредит отдать. А еще в этот момент передачи денег компания должна взять откуда-то дополнительные деньги и заплатить налоги. Это все равно, что бегуну перед марафоном выстрелить себе в ногу. А учитывая, что открыться нам разрешат только с учетом всех требований Роспотребнадзора и множеством ограничений - расходов станет еще больше. Даже без этого кредита текущая кредитная задолженность компании - 8 миллионов рублей, поэтому мы этим не воспользовались.
На выплаты 12130 рублей сотрудникам заявку мы подали, ее также предварительно одобрили, по идее деньги должны прийти 18 мая. В этом плане я настроен оптимистично. Самая лучшая помощь от государства, которая сейчас может быть - открытие всех предприятий с условием соблюдения всех мер безопасности как можно быстрее. Второе - компенсировать все расходы, которые понесли компании за период простоя. Если сделать это по установленным регламентам невозможно - выдать какие-то дополнительные субсидии не только на зарплату сотрудникам, но и на возможность компании погасить и другие задолженности. Третья мера, которая, на мой взгляд, должна быть - выдать всему населению деньги, чтобы простимулировать будущий спрос населения. И последнее - сделать налогообложение минимальным. В этом смысле мы предложили министерству экономического развития ряд мер, которые в целом были поддержаны. О каком-то конкретном решении мы узнаем только 28 мая.
Фото vk.com 29 апреля Дмитрий Кочев вышел на одиночный пикет к зданию правительства Кировской области с требованием возобновить работу салонов красоты и парикмахерских, которые в связи с ограничительными мерами закрыты. Он выступил не только от имени бренда, но и от лица всей отрасли, которая сейчас переносит не лучшие времена.На одиночные пикеты вышли и другие кировские предприниматели. Так, 13 мая руководитель студии красоты Дарья Касьянова вышла к зданию Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Девушка также выступила с требованием открыть парикмахерские и салоны красоты.
Фото vk.com/public127899605В обращении к жителям Кировской области губернатор Игорь Васильев привел примерный порядок открытия организаций после карантина.
C 12 мая открылись непродовольственные магазины, площадь торговых залов которых не превышает 400 квадратных метров, с отдельным входом и при ограничении числа покупателей, которые одновременно могут находиться в магазине. Также открылись рынки. С 19 по 26 мая при условии положительной динамики заболеваемости возобновят торговлю непродовольственными товарами в объектах площадью до 800 квадратных метров. Возможна работа отдельных образовательных организаций. С 26 мая будут обсуждать переход на третий этап, когда смогут начать работу, при условии социального дистанцирования, все предприятия сферы услуг и торговли, общепита, образовательные учреждения, гостиницы.На 15 мая 2020 года количество заболевших коронавирусом в Кировской области - 977 человек. За день подтвердились диагнозы у 33 человек (на 15 человек больше, чем в предыдущий день). 18 человек за день заразились коронавирусом в Кирове.
Читайте также:
В Кировскую область привезут вахтовиков, которые месяц не могли попасть домой
Гроза и дожди: известен прогноз погоды в Кирове на выходные, 16 и 17 мая