Система электронных проездных нарушит права кировчан?
- 21 августа 2012
- Олеся Устюжанина
Эксперты обнаружили в транспортном новшестве много коррупциогенных факторов
Введение электронных проездных — один из самых обсуждаемых вопросов в этом месяце.
Независимый эксперт Наталья Мельникова изучила нормативные акты о введении автоматизированной системы учета и оплаты проезда в общественном транспорте и провела две антикоррупционные экспертизы. По результатам экспертиз специалист выявила более десятка коррупциогенных факторов в постановлении администрации Кирова и постановлении Правительства Кировской области.
Главное, что отмечает Наталья Мельникова в постановлении администрации, - это наличие завышенных и обременительных требований к гражданам.
В положении сказано, что транспортная карта используется «для оплаты проезда», также речь идет о том, что «транспортное приложение» к указанной карте «позволяет» гражданам только «осуществить регистрацию проезда», при этом льготник по-прежнему обязан предъявить документ, удостоверяющий его право на льготный проезд. Таким образом, человек, прежде чем реализовать право на проезд в общественном транспорте, в том числе льготный, обязан дополнительно представить «транспортную карту». Кроме того, прежде чем возникнет «возможность» получить транспортную карту, гражданин должен оплатить «услуги по ее подключению к системе по установленному тарифу» - услуга по подключению «карты» к «системе» в контексте получения услуги на проезд в общественном транспорте является самостоятельной и не может быть связана с последней. Граждане льготных категорий должны будут совершить дополнительные избыточные действия, чтобы подтвердить свое право на льготу, в противном случае они оказываются лишены права на льготу. Гражданин, по не зависящей от него причине (при «техническом сбое» или «технической блокировке»), во-первых, лишается права на проезд в соответствии с установленным тарифом, во-вторых, на него накладывается обременительное требование – он должен «обратиться в сервисно-диспетчерскую службу оператора». Юридические и физические лица, осуществляющие перевозку пассажиров общественным транспортом, будут должны заключать новые (либо вносить изменения в действующие) договоры на оказание услуг по перевозке граждан.
Детально проанализировав постановление, мы приходим к выводу, что кондуктор фактически становится лицом, которое полномочно принимать решение о наличии либо отсутствии права у человека на льготный проезд в общественном транспорте, - рассказала Наталья Мельникова. - Также налицо отсутствие порядка совершения кондуктором действий в случае «технического сбоя» или «технической блокировки» системы, а также в случае невозможности оказать в полном объеме услуги по перевозке (например, при поломке транспортного средства в пути следования).
Чтобы устранить все выявленные коррупциогенные факторы, Наталья Мельникова предлагает отменить постановление администрации города. Что касается постановления Правительства области, эксперт считает, что его нужно "просто дописать до конца", определив порядок функционирования «проездного билета долговременного пользования», в том числе для отдельных категорий граждан, а также устранить необоснованное ограничение прав граждан на льготный проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте.
Обращение Натальи Мельниковой поступило в администрацию 16 августа, оно носит рекомендательный характер. Правовой отдел администрации рассмотрит это обращение в течение 30 дней и отправит автору мотивированный ответ, - сообщила Наталья Тарновская, пресс-секретарь администрации города.