Наверх

«Вятич» дал интервью РБК

Скриншот из видео интервью Ильи Курагина каналу РБК
29 июля Илья Курагин, генеральный директор АО «Вятич», дал интервью РБК, одному из ведущих российских медиахолдингов, специализирующему на вопросах экономики и политики

Инициатором интервью был телеканал РБК, определявший вопросы. Из этого интервью, данного по скайпу, мы выделили наиболее интересные моменты, касающиеся отрасли в целом.

Что показала пандемия в отношении традиционной розницы?

То, что будущее – за онлайн-продажами, так называемого формата дарк-шопов, когда человек заказывает продукцию со смартфона, а потом получает ее или же через доставку, или же в пункте выдачи продукции. Многие – «Утконос», «Перекресток», Х5Group, – запустили продажи онлайн, и мы увидели, что за период пандемии онлайн мы продали в пять раз больше, чем обычно.
Проблема с тем, чтобы оказаться на полках федеральных сетей существует по-прежнему?

Если брать федеральный масштаб – то да. Проблема в том, что федеральные сети думают и действуют по старинке. В современном мире, мире поколения Z, живущего по принципу фаст-фуда (сегодня увидел в Инстаграме, сегодня же и купил), мы контактируем с потребителем через соцсети. Живой пример – «Вятский квас Смородина». Мы сделали натуральный продукт, масса дегустаций, нас спрашивают: «Где купить?» Мы приходим в торговые сети и получаем ответ: «Вы нам неинтересны». Причина в том, что традиционный ритэйл требует статистику продаж (которой у нового продукта просто не может быть), им надо доказывать! Хотя мы уже доказали потребителю. Эту практику, на мой взгляд, надо менять – причем самим торговым сетям, чтобы оказаться клиентоориентированными.

Как изменились продажи «Вятича» в период пандемии? Многие говорят о том, что они ощутили всплеск спроса на алкогольную продукцию.

Первые две-три недели после начала карантина – да, возможно. Хотя это не было «тектоническим сдвигом». Вместе с тем за последние три месяца сегмент HoReCa (бары, кафе, рестораны) у нас просел, от слова совсем. В процентах мы потеряли порядка 10-15% оборота. На самом деле, прогнозы в связи с пандемией неутешительны: люди теряют доходы и, соответственно, вынуждены «поджиматься» в отношении продуктов, которые мы производим. Мы будем анализировать результаты второго-третьего кварталов, но пока мы настроены к перспективам продаж пессимистически.

В прошлом году у «Вятича» были неприятности с налоговой: между тем государство обещало поддержку предприятиям в период пандемии.

Как раз с налоговой у нас неприятностей не было. Все «дело Вятича», на мой взгляд – полностью высосано из пальца. Правда должна восторжествовать – и надзорные органы, я в этом уверен, в этом деле разберутся. Главное, чтобы все было по закону.

По факту, это не 200 марок, а несколько. Большинство их принадлежит ТНК - Carlsberg Group (куда входит «Балтика»), Heineken, САН ИнБев. Это тенденция не на увеличение разнообразия, а наоборот, на унификацию, глобализацию рынка. В 90-х в России было 800 локальных пивоваренных компаний, производивших уникальные продукты со своими вкусами. Где они сейчас?
ТАСС сообщает, что ФАС вышла с предложением разрешить торговлю пивом и табачными изделиями в нестационарных торговых объектах.
По данным компании Nielsen, из 400 видов алкогольных напитков в России около 200 – пиво. Потребитель теряется в обилии торговых марок.

Иностранное пиво выросло в потреблении за 2019 год на 29%, потребители часто говорят о том, что импортное пиво вкуснее.

Этот миф – «немецкое пиво» – такой же, как «шестисотый мерседес» и «малиновый пиджак». Пиво – это скоропортящийся продукт, как, к примеру, молоко. Мы же не видим на наших полках немецкое или бельгийское молоко? 70% пива, потребляемого в США, – это продукция местных пивоварен. В Германии вы никогда не получите в ресторане в Мюнхене пиво «Хольстен», привезенное с севера. У немцев эта культура потребления есть: я сторонник того, чтобы внедрить именно эту историю. Например, в Москве было 8 пивоваренных заводов, сейчас сталось по факту 2: разве москвичи не достойны иметь свое, местное пиво?

Что вы думаете о минимальной розничной цене на пиво?

Во-первых, ее просто нет, в отличие от МРЦ на крепкий алкоголь. Это необходимо (о чем мы постоянно говорим с Союзом Российских пивоваров) для того, чтобы обезопасить местных производителей от демпинга со стороны ТНК. Для того чтобы мы конкурировали с ними не по цене, а по качеству. Вот в этой борьбе, я уверен, мы одержим 100%-ную победу.

История с квасом: какая география продаж «Вятича» сегодня?

Основной потребитель – Китай. Следом идут страны ЕС – Франция, Германия, Чехия, Италия. Постоянные поставки в США и Израиль, и эпизодические – в Австралию и Африку. Наш квас оказался востребованным продуктом во многом потому, что для Китая пищевые товары, произведенные в России, – это высококачественные товары.

«Вятский» квас воспринимается торговыми сетями как сезонный продукт?

Это заблуждение. Недавно доктор Комаровский рассказывал, что квас является лучшим источником витамина С; в период пандемии, думаю, многие задумались о своем здоровье. Несмотря на то что «Кока-кола» и «Пепси-кола» со всеми их брендами являются точно такими же напитками, ритейл почему-то не воспринимает их как «сезонный товар».

Я очень надеюсь, что это интервью увидят владельцы и топ-менеджмент торговых сетей: может быть, в их головах что-то поменяется. И квас из «сезонного продукта» превратится в «продукт здорового образа жизни.

Посмотреть полное интервью можно здесь.

Интервью

Комментарии 1

04 августа, 15:42 Семен Скляров
Странно, что местные СМИ смогли лишь перепечатать интервью, а не сами взять у Кураева его. Тут либо скромность, либо неопытность, либо отсутствие фантазии налицо. Вроде в одном городе работают, да еще и партнёрятся временами...

Представьтесь, а лучше войдите или зарегистрируйтесь

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru