«Вятич» дал интервью РБК
- 4 августа 2020
- 0+
- Екатерина Семенова
29 июля Илья Курагин, генеральный директор АО «Вятич», дал интервью РБК, одному из ведущих российских медиахолдингов, специализирующему на вопросах экономики и политики
Инициатором интервью был телеканал РБК, определявший вопросы. Из этого интервью, данного по скайпу, мы выделили наиболее интересные моменты, касающиеся отрасли в целом.
Что показала пандемия в отношении традиционной розницы?
- То, что будущее – за онлайн-продажами, так называемого формата дарк-шопов, когда человек заказывает продукцию со смартфона, а потом получает ее или же через доставку, или же в пункте выдачи продукции. Многие – «Утконос», «Перекресток», Х5Group, – запустили продажи онлайн, и мы увидели, что за период пандемии онлайн мы продали в пять раз больше, чем обычно.
- Проблема с тем, чтобы оказаться на полках федеральных сетей существует по-прежнему?
Если брать федеральный масштаб – то да. Проблема в том, что федеральные сети думают и действуют по старинке. В современном мире, мире поколения Z, живущего по принципу фаст-фуда (сегодня увидел в Инстаграме, сегодня же и купил), мы контактируем с потребителем через соцсети. Живой пример – «Вятский квас Смородина». Мы сделали натуральный продукт, масса дегустаций, нас спрашивают: «Где купить?» Мы приходим в торговые сети и получаем ответ: «Вы нам неинтересны». Причина в том, что традиционный ритэйл требует статистику продаж (которой у нового продукта просто не может быть), им надо доказывать! Хотя мы уже доказали потребителю. Эту практику, на мой взгляд, надо менять – причем самим торговым сетям, чтобы оказаться клиентоориентированными.
Как изменились продажи «Вятича» в период пандемии? Многие говорят о том, что они ощутили всплеск спроса на алкогольную продукцию.
Первые две-три недели после начала карантина – да, возможно. Хотя это не было «тектоническим сдвигом». Вместе с тем за последние три месяца сегмент HoReCa (бары, кафе, рестораны) у нас просел, от слова совсем. В процентах мы потеряли порядка 10-15% оборота. На самом деле, прогнозы в связи с пандемией неутешительны: люди теряют доходы и, соответственно, вынуждены «поджиматься» в отношении продуктов, которые мы производим. Мы будем анализировать результаты второго-третьего кварталов, но пока мы настроены к перспективам продаж пессимистически.
В прошлом году у «Вятича» были неприятности с налоговой: между тем государство обещало поддержку предприятиям в период пандемии.
Как раз с налоговой у нас неприятностей не было. Все «дело Вятича», на мой взгляд – полностью высосано из пальца. Правда должна восторжествовать – и надзорные органы, я в этом уверен, в этом деле разберутся. Главное, чтобы все было по закону.
- По факту, это не 200 марок, а несколько. Большинство их принадлежит ТНК - Carlsberg Group (куда входит «Балтика»), Heineken, САН ИнБев. Это тенденция не на увеличение разнообразия, а наоборот, на унификацию, глобализацию рынка. В 90-х в России было 800 локальных пивоваренных компаний, производивших уникальные продукты со своими вкусами. Где они сейчас?
- ТАСС сообщает, что ФАС вышла с предложением разрешить торговлю пивом и табачными изделиями в нестационарных торговых объектах.
- По данным компании Nielsen, из 400 видов алкогольных напитков в России около 200 – пиво. Потребитель теряется в обилии торговых марок.
Иностранное пиво выросло в потреблении за 2019 год на 29%, потребители часто говорят о том, что импортное пиво вкуснее.
Этот миф – «немецкое пиво» – такой же, как «шестисотый мерседес» и «малиновый пиджак». Пиво – это скоропортящийся продукт, как, к примеру, молоко. Мы же не видим на наших полках немецкое или бельгийское молоко? 70% пива, потребляемого в США, – это продукция местных пивоварен. В Германии вы никогда не получите в ресторане в Мюнхене пиво «Хольстен», привезенное с севера. У немцев эта культура потребления есть: я сторонник того, чтобы внедрить именно эту историю. Например, в Москве было 8 пивоваренных заводов, сейчас сталось по факту 2: разве москвичи не достойны иметь свое, местное пиво?
Что вы думаете о минимальной розничной цене на пиво?
Во-первых, ее просто нет, в отличие от МРЦ на крепкий алкоголь. Это необходимо (о чем мы постоянно говорим с Союзом Российских пивоваров) для того, чтобы обезопасить местных производителей от демпинга со стороны ТНК. Для того чтобы мы конкурировали с ними не по цене, а по качеству. Вот в этой борьбе, я уверен, мы одержим 100%-ную победу.
История с квасом: какая география продаж «Вятича» сегодня?
Основной потребитель – Китай. Следом идут страны ЕС – Франция, Германия, Чехия, Италия. Постоянные поставки в США и Израиль, и эпизодические – в Австралию и Африку. Наш квас оказался востребованным продуктом во многом потому, что для Китая пищевые товары, произведенные в России, – это высококачественные товары.
«Вятский» квас воспринимается торговыми сетями как сезонный продукт?
Это заблуждение. Недавно доктор Комаровский рассказывал, что квас является лучшим источником витамина С; в период пандемии, думаю, многие задумались о своем здоровье. Несмотря на то что «Кока-кола» и «Пепси-кола» со всеми их брендами являются точно такими же напитками, ритейл почему-то не воспринимает их как «сезонный товар».
Я очень надеюсь, что это интервью увидят владельцы и топ-менеджмент торговых сетей: может быть, в их головах что-то поменяется. И квас из «сезонного продукта» превратится в «продукт здорового образа жизни.
Посмотреть полное интервью можно здесь.