Ни под каким предлогом: эти автомобили не продавали простым гражданам в СССР
В советское время купить машину было непросто. Даже если автомобиль производился в стране, он часто оказывался недоступен для обычных людей.
Авторы Дзен-канала "За рулем" назвали несколько категорий транспорта, который практически не попадал в частные руки.
Коммерческий транспорт: запрет на предпринимательство
В СССР частное предпринимательство было под запретом, поэтому грузовики, фургоны и микроавтобусы не продавали гражданам. Даже небольшие фургоны на базе «Москвичей» или «РАФы» оставались исключительно в ведомственном пользовании.
Тем, кто занимался сельским хозяйством или ремонтом, такой транспорт был бы полезен, но легально приобрести его было невозможно. Иногда владельцы универсалов использовали их как грузовые машины, но и те были дефицитом.
Только в перестройку коммерческий транспорт начали продавать частникам. Многие быстро понимали, что содержать грузовик сложно и дорого, поэтому такие машины часто оказывались брошены.
Представительские автомобили: привилегия избранных
После окончания производства ГАЗ-12 ЗИМ в 1960 году ни «Чайки», ни ЗИЛы нельзя было купить даже за деньги. Эти машины выдавались только высокопоставленным чиновникам и героям труда.
Исключением стал атомщик Игорь Курчатов, который получил ЗИС-110 по специальному правительственному указу. Обычные граждане могли временно побывать в лимузине только на свадьбе — их выдавали молодожёнам с водителем.
Внедорожники: мечта о проходимости
Полноприводные автомобили ГАЗ-69 или УАЗ-469 были недоступны для частников. Их могли получить лишь единицы — например, писатель Михаил Шолохов.
До появления «Нивы» и ЛуАЗа советским людям приходилось обходиться без внедорожников, даже если они жили в регионах с плохими дорогами.
Универсалы: дефицит для избранных
Универсалы «Волга» ГАЗ-22 и ГАЗ-24-02 были редкостью. Их владельцами становились известные артисты, писатели и чиновники — например, Юрий Никулин или Сергей Михалков.
Купить такой автомобиль с рук было почти невозможно. Даже списанные с госбаланса универсалы стоили дорого и были большой редкостью.
«Генеральская» Волга ГАЗ-3102
Эту модель проектировали как замену ГАЗ-24, но она стала автомобилем для номенклатуры. Простым гражданам её не продавали — только руководителям среднего звена. В народе её прозвали «генеральской». Слухи говорили, что редкие частные экземпляры были у космонавтов или выдающихся деятелей.
Иномарки: связь с внешним миром
Новые иномарки в СССР не продавались. Подержанные модели могли купить только знаменитости или те, кто имел связи с иностранцами. Чаще всего это были автомобили соцстран — например, «Шкоды», которые работали в скорой помощи или такси.
Сильно изношенные иномарки иногда продавали частникам, но и это было исключением.
Читайте также:
Капот — не для красоты. Почему в СССР делали автобусы с "носом"? Во сколько на самом деле обходилось содержание авто в СССР? Нереальный советский проект, который мог погубить половину мира: вот для чего придумали дамбу через Берингов пролив Безмолвные памятники трагедии: 5 городов-призраков, откуда человек уехал навсегда Зачем в СССР сдавали пустые бутылки и как за них соперничали бабушки - объясняю