Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Капот — не для красоты. Почему в СССР делали автобусы с "носом"?

Капот — не для красоты. Почему в СССР делали автобусы с "носом"?Шедеврум

При воспоминаниях о «советских дорогах» в голове сразу возникает узнаваемый «носатый» силуэт капотного автобуса на шасси ГАЗа. 

Эти машины были настоящим символом своего времени, их можно было встретить повсюду: в селах, на заводах, в леспромхозах. Чаще всего вспоминается аббревиатура КАвЗ — Курганский автобусный завод, чье имя стало нарицательным.

Не один в поле

Однако КАвЗ был далеко не единственным. Десятки предприятий по всему Союзу, от Симферополя и Риги до Борисова и Тарту, успешно собирали такие же простые, надежные и недорогие автобусы на шасси ГАЗа, спрос на которые был постоянным.

Рабочая лошадка из Кургана

История завода началась в 1958 году с выпуска модели КАвЗ-651 на шасси ГАЗ-51. Это была настоящая рабочая лошадка: без изысков, но выносливая. Машина отлично показала себя на бездорожье, в мороз и пыль, легко ремонтировалась и перевозила людей куда угодно. Ее облик был сугубо функционален: кабина от грузовика, капот, простая дверь и скамейки внутри.

Несостоявшийся прорыв

В 1980-х завод попытался шагнуть вперёд, разработав бескапотный автобус КАвЗ-3100 «Сибирь». Однако Минавтопром СССР быстро закрыл проект, постановив, что заводу следует оставаться в рамках специализации — производства проверенных капотных моделей для суровых условий Севера и вахтовых перевозок.

Преимущества старой схемы

Капотная компоновка давала ключевые преимущества. Главное — высочайшая проходимость: такой автобус пробирался туда, где другие застревали. Высокий клиренс и надежность были унаследованы от грузовика. Ремонт был простым — двигатель под капотом, а унификация с ГАЗом достигала 80–90%, что позволяло чинить автобус в любой мастерской без дефицитных запчастей.

Жизнь после ПАЗа

Когда Павловский завод перешёл на новые бескапотные модели, производство старой линейки передали в Курган. Там годами продолжали собирать и слегка модернизировать проверенные конструкции на шасси ГАЗ-53А, потом ГАЗ-3307 и даже «Садко». Технологии оставались простыми и дешёвыми, вплоть до ручного открывания дверей.

Звёздный час в лихие 90-е

После распада СССР «носатые» автобусы пережили новый пик популярности. В условиях тотальной нехватки денег их способность ездить на чём попало, легко ремонтироваться и перевозить что угодно стала бесценной. Их брали все: коммунальщики, частники, школы, стройки.

Простота и безопасность

Да, в салоне было шумно и холодно. Но зато водитель был хорошо защищён в аварии — перед ним был массивный капот и двигатель. Конструкция прощала случайные удары спереди, чего нельзя было сказать о бескапотных моделях.

Уход легенды

Сегодня встретить такой автобус в дороге — редкая удача. Эпоха ушла, уступив место комфортным иномаркам и современным машинам с пневмодверями и тихим салоном. Но где-то в глубинке несколько экземпляров, возможно, ещё трудятся

Читайте также: 

...

  • 0

Популярное

Последние новости