Наверх

Онлайн-конференция «Цифра: инвестиции в педагога» в вопросах и ответах

Возрастное ограничение:
rosuchebnik.ru
Аттестация преподавателей, персональный сайт учителя и эмоциональное выгорание

28 марта 2019 года состоялась ежегодная Всероссийская онлайн-конференция «Цифра: инвестиции в педагога».
Участники конференции имели возможность в прямом эфире задавать вопросы преподавателям, ученым, руководителям образовательных организаций, экспертам в области учебных технологий и коллегам с медицинским образованием и получать расширенные ответы на интересующиеся темы. На конференцию было зарегистрировано свыше 42 000 участников. Мероприятие организовано корпорацией «Российский учебник» совместно с цифровым образовательным ресурсом «ЯКласс», онлайн-школой «Фоксфорд» при поддержке издательской группы АСТ. 

В ходе обсуждения программной части конференции, посвященной теме цифровизации школ, выступил ведущий методист по работе электронными формами учебников (ЭФУ) корпорации «Российский учебник» Сергей Кутузов. Слушателей презентации проекта «Школа, открытая инновациям»: шаги на пути к успеху» интересовали вопросы вовлечения родителей в процесс интеграции цифровых технологий в работе с современными детьми:

Вопрос: Родители часто против ЭФУ и именно дома. Что делать в этом случае?

Ответ: Я думаю, правильным действием будет познакомить родителей с электронными учебниками, объяснить, какие возможности они дают. Однако важно понимать, что такие формы учебников эффективны как дополнительный инструмент для обучения, и не следует забывать о требованиях СанПиНа, пренебрегать другими полезными материалами в учебном процессе. Важно подобрать те образовательные ресурсы, которые станут наиболее эффективны и полезны на занятиях в школе и дома. Электронные формы учебников могут помочь расширить учебный материал с помощью аудиовизуального контента и интерактивных заданий. Я понимаю, что опасения связаны прежде всего с тем, что дети проводят время за компьютером с нагрузкой на зрение, и здесь, конечно, нельзя убеждать родителей, что только за компьютером можно учиться и получать знания. Например, можно показать возможности использования аудиоприложений, аудиоматериалов учебников, которые снизят нагрузку на зрение и это также будет хорошим решением. Грамотно выстроенная работа с различными формами учебных материалов позволит разнообразить учебный процесс и увлечь изучаемой темой.

Вопрос: Каким образом решается в школах вопрос наличия персональных устройств по работе с ЭФУ?

Ответ:  Вопрос наличия зависит от учебных организаций, но в целом мы видим несколько основных моделей, по которым работают школы. Первый вариант – это использование школьных устройств, которые закупались экспериментально или специально, и второй вариант – это использование учениками личных технических устройств. Можно обеспечить периодическую работу с электронными учебниками в компьютерном классе или в мобильном классе с набором ноутбуков, которые есть в школе – один, два раза в месяц. В режиме домашней работы электронные учебники также могут использоваться.

Руководитель методического центра «ЯКласс» Марина Володина рассказала о возможностях онлайн-тренажера «ЯКласс» и ответила на ряд вопросов слушателей о цифровом образовательном ресурсе для автоматизации домашних и контрольных работ, управлению качеством обучения и мотивации обучающихся. 

Вопрос: Наиболее интересующий вопрос слушателей – планируется ли включить в цифровую образовательную программу предмет «Астрономия»?

Ответ: Да, ведется работа в направлении подготовки управления обучения по предмету «Астрономия».

Вопрос: Какова примерная стоимость комплекта на учебный год? Насколько известно, существует несколько вариаций подписок.

Ответ: Существует индивидуальная подписка на сайте и есть подписка комплекта на класс. И в таком случае мы рассматриваем подключение до 30-35 учащихся и 1-го или 2-х учителей на бесплатной основе. Оплачивают подобный формат либо родительские кассы или выделяются бюджетные средства школы. Также существует возможность подключения школы, в которой действуют большие ценовые преимущества. Подключение школы гораздо выгоднее и эффективнее.

Современные условия требуют, чтобы педагог непрерывно развивался, приобретал новые навыки и повышал свои компетенции. Спикеры рассказали о повышении квалификации учителей и про активные методы обучения в непрерывном образовании. Участникам конференции представилась возможность поинтересоваться у директора центра дистанционного обучения корпорации «Российский учебник» Елены Долгих о векторах совершенствования профессиональных компетенций.

Вопрос: Если педагог не чувствует конкуренции, его активность будет слабой? Каким образом при нехватке кадров школе этого достичь?

Ответ: Да, это действительно так, но не все зависит от конкуренции в образовании, потому что педагог стремится к саморазвитию. Я не думаю, что только конкуренция является таким слабым звеном в развитии профессиональной деятельности.

Вопрос: Как активировать деятельность педагогов, которые уже вышли на пенсию, но так или иначе продолжают работать в школе?

Ответ: Должны быть механизмы, которые смогут помогать педагогу работать дальше. Первое, на что необходимо обратить внимание – это эмоциональное выгорание. Я всегда наблюдаю в рамках поездок по методическому обучению, насколько педагоги, вышедшие на пенсию, готовы делиться своим опытом и методически развиваться. Должны быть интересные семинары и курсы повышения квалификации для педагогов, знания которых они смогут реализовать на практике в последующем. Важно, чтобы такие мероприятия были правильно и удобно организованы.

В последнее время активно наблюдается дискуссия вокруг Национальной системы учительского роста. На вопрос слушателей ответила руководитель отдела по связям с государственными органами онлайн-школы «Фоксфорд» Алена Калибабина.

Вопрос: Какие наблюдаются новые подходы в аттестации?

Ответ: Необходимо понимать, что Национальная система учительского роста направлена на развитие новых компетенций и является ключевым направлением в развитии системы аттестации учителей. В частности, важно уметь работать с разными детьми, и одаренными ребятами, то есть обладать медицинско-психологическим образованием. Таким образом, мы говорим о таких понятиях, как инвариантность и вариативность. Инвариант – знание предмета, как базовое, что всегда должно быть, и вариативная часть, в качестве знаний информационных технологий и новых компетенций в целом.

Наиболее увлекательным для участников прямого эфира конференции стала тема профориентации в современной школе. Основатель проекта «Образ жизни» Диана Колесникова ответила на вопросы модератора конференции.

Вопрос: В чем задача современных подходов в профориентации?

Ответ: Наша задача состоит в предоставлении алгоритмов принятия решений для учеников. В своих алгоритмах, первое, к чему мы приходим – это понимание того, что мы формируем процесс экспериментов и этот процесс постоянный и регулярный, вне зависимости от возраста. Второе, с чем мы работаем, необходимость прорисовать некоторую траекторию, с какими разными совмещенными компетенциями ученик будет соприкасаться в процессе саморазвития. Фокус нашей работы – формирование упражнений по созданию траекторий для учеников, направленных на развитие их жизни. Алгоритмы принятия самостоятельного выбора, умения общаться. Ученики могут с помощью разделения задач учиться самостоятельности выбора.

Вопрос: Участники конференции вдохновились Вашим проектом и интересуются, каким образом организовать подобные стартапы?

Ответ: Важно подойти с позиции не только идеи, но и с позиции ресурсов и средств, потому что в нашем проекте для спикеров важно именно поделиться своей жизненной историей и во многом благодаря этому проект существует, в том числе за счет грантовых возможностей.

В ходе конференции особое внимание уделили современной работе, репутации и образу жизни педагога. Стандарт педагога обязывает учителя иметь учебные материалы в электронной форме и обеспечить доступ к ним через интернет. Персональный сайт учителя прекрасно справляется с ролью такой платформы. Михаил Шаповалов, доцент Московского педагогического государственного университета (МПГУ), кандидат технических наук, доктор инженерных наук поделился возможностями персонального сайта учителя в организации учебного процесса.

Вопрос: По заявлению участников конференции, создание сайта не является проблемой. Сложность заключается в пополнении его адекватными цифровыми учебными материалами. Какие инструменты существуют для пополнения сайта учебными материалами?

Ответ: Коллеги, вы абсолютно правы. Необходимо наполнять контентом личный сайт. Поддержку могут оказать различные цифровые ресурсы, к примеру, предоставляемые корпорацией «Российский учебник», цифровой образовательной платформой LECTA, которая в нее входит. Для произвольного доступа информации подойдут возможности Microsoft Power Point по созданию индивидуальных предметных материалов. Также рекомендую использовать интерфейс PlayPosit для вырезки видеоматериалов из YouTube, но с обязательным указанием ссылок на вашем сайте, для соблюдения авторских прав и пользовательских соглашений. Необходимо уметь работать с инструментами для формирования индивидуальных предметных материалов.

О путях решения проблем в разрезе профессионального выгорания рассказала Марина Джуран, дипломированный и сертифицированный практикующий детский и семейный психолог. 

Вопрос: Так часто случается, что учительские внеурочные задачи переходят в работу домой. Как можно обсудить с руководством школы возможности соблюдения профессиональной деятельности и личного баланса жизни?

Ответ: Должностные обязанности являются основным документом, определяющим работу педагога. Ссылаясь на должностную инструкцию, необходимо обсудить с руководителем прописанные обязанности и договориться о соблюдении соответствующих норм и правил.

Семейный психолог Центра системной семейной терапии, психолог-диагност, эфт-терапевт Марина Слиньковаво время презентации подходов о балансе взаимодействия учителя и родителя рассмотрела вопрос о гармонизации отношений в различных образовательных ситуациях.

Вопрос: Как реабилитироваться учителю перед родителями после профессионального провала? Например, если ученик, которого Вы готовили, не сдал ЕГЭ. Как общаться с родителями при такой ситуации и объяснить, что это не системная ошибка?

Ответ: Мне кажется, важно разделять ответственность, давать такую обратную связь, при которой следует выделять то, что пытался достичь учитель и в каком моменте не было включенности ребенка. Конечно, ответственность принадлежит обеим сторонам, но необходимо обозначить вклад учителя, при этом не обвинять ученика. Сообщить родителям то, что работа по подготовке к экзамену для большинства учеников привела к положительному результату, но, к сожалению, не всегда бывает так, что методика универсальна для всех учеников.

Загрузка...

Следующая новость

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru