Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: как связаны нетерпимость и терроризм

Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: как связаны нетерпимость и терроризмЭто партнерский материал. Фото http://moshe-kantor.ru/

На прошедшем в конце января 2020 года Пятом Всемирном форуме памяти Холокоста президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Моше Кантор – являющийся одним из главных организаторов регулярных Всемирных форумов и глава одноимённого фонда – заявил о необходимости приравнять проявления антисемитизма и других видов нетерпимости к экстремизму и терроризму, причём сделать это как на общественном, так и на юридическом и правовом уровне.

Это заявление не может удивить никого, знакомого с общественной работой Моше Кантора и его взглядами на проблему ненависти и нетерпимости, набирающую обороты и получающую всё большее распространение в современном обществе. Будучи экспертом в вопросах глобальной безопасности и не менее глобальных угроз, Вячеслав Кантор уже давно привлекает внимание как общественности, так и экспертного сообщества, а также самых высоких эшелонов власти к тому, что рост ненависти и её пропаганда в перспективе неразрывно связаны с угрозой терроризма – самой масштабной и значительной угрозе современной цивилизации, борьбу с которой сам Кантор не раз сравнивал с войной.

Предупреждающий удар

Теме борьбы с терроризмом как одной из самых значимых современных угроз посвящено немало выступлений и заявлений Вячеслава Моше Кантора. И заявления эти становятся всё чаще по мере того, как всё громогласнее заявляют о себе террористы на мировой арене. Череда терактов, сотрясших Европу в последнее десятилетие, заставила многих экспертов говорить о тех мерах безопасности, что предпринимаются для предотвращения подобных трагедий. Уже тогда Вячеслав Кантор говорил о том, что силовые методы предотвращения терроризма – а именно усиление мер безопасности, расширение штата правоохранительных органов, и так далее – хоть и являются необходимыми, по факту не несут долгосрочного эффекта. Все эти меры не борются с терроризмом как явлением, подчёркивал Кантор, а лишь работают с предотвращением последствий распространения и укрепления этого явления. Как глава Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслав Кантор не мог не обратить внимание и на негативную сторону подобных мер – а именно, на усиление тревоги самих граждан от того, что они постоянно находятся под усиленными мерами безопасности. На фоне учащения нападений на еврейские организации на почве антисемитизма, многими странами действительно были предприняты меры по усилению охраны синагог, еврейских кладбищ, общинных центров и школ, однако, как подчёркивает Моше Кантор, многое из этого заставило евреев лишь ещё больше чувствовать себя объектами нетерпимости и травли, оторванными от остального человечества – буквально живущими в осаждённой крепости.

Самое главное же Вячеслав Кантор видит в том, что подобная политика в отношении терроризма – это всё-таки политика сдерживания, в то время как в отношении терроризма политика без сомнения должна быть наступательной. Необходимо бороться с самой угрозой, а не только её последствиями, говорит Кантор, и эта борьба должна вестись на глобальном уровне – том самом, где существует и сама угроза. Именно поэтому Вячеслав Кантор является одним из самых ярых сторонников международного сотрудничества и координации в деле антитеррористической борьбы, помимо прочего Кантор не раз заявлял и о необходимости создания полноценной коалиции по борьбе с террором, куда входили бы представители самых разных стран.

Что касается самих направлений борьбы, то Вячеслав кантор неизменно выделяет важность борьбы с источниками финансирования терроризма, а также его идеологической составляющей – и в частности, борьбы с распространением идеологии ненависти и нетерпимости. Всё это также требует глобального вовлечения, а также усилий от самых высоких уровней власти. Так, говорит Кантор, необходимы законодательные изменения, которые препятствовали бы продвижению человеконенавистнических идеологий и идей в общественное сознание, особенно – если это делается под прикрытием «свободы слова» и других лазеек мультикультурализма, которыми на протяжении многих лет пользуются идеологи экстремизма, терроризма и других агрессивных идеологических течений.

Чем опасна ненависть?

Говоря о необходимости приравнивания нетерпимости в целом и антисемитизма в частности к экстремизму и терроризму на форуме в Иерусалиме в этом январе, Моше Кантор выделил несколько причин этой необходимости. Прежде всего, разумеется, речь идёт о тех масштабах и том уровне агрессии и опасности, которые приобрёл антисемитизм в последние годы. Сам Вячеслав Моше Кантор в ходе своего выступления привёл далеко не утешительные данные: влияние антисемитизма на свою повседневную жизнь сегодня ощущают порядка 80% проживающих в Европе евреев, и именно антисемитизм становится причиной того, что ежегодно страны Европы покидают около 3% еврейского населения, предпочитая эмиграцию постоянному страху за свою безопасность и за будущее своих детей. Если подобная тенденция сохранится, подчёркивает Кантор, то уже к 2050 году евреев в Европе не останется вовсе – они покинут те страны, где находятся под угрозой, и это несмотря на то, что для многих Европа является родиной, здесь они прожили свою жизнь.

Такие масштабы проблемы, а также то огромное влияние, которое ситуация имеет на жизнь рядовых граждан, и позволяет говорить о том, что проблема нетерпимости сродни проблеме терроризма. При этом, как не раз подчёркивал Вячеслав Моше Кантор, жертвами нетерпимости нередко становятся не только образ жизни людей, но и сами их жизни. Достаточно отследить неумолимый рост числа жертв преступлений на почве ненависти, и становится очевидно, что ситуация более чем серьёзна. Поднимая вопрос на Всемирном форуме памяти Холокоста, Вячеслав Кантор отметил, что использование подобной крупной международной площадки даёт возможность лидерам многих ведущих государств действительно объединить усилия для решения этой проблемы, а также сделать совместное заявление о том, что нетерпимость в любой её форме недопустима в цивилизованном обществе, а также о том, что люди, её проповедующие, не могут рассчитывать на какую-либо толерантность.

Проблему Вячеслав Моше Кантор видит и в том, что риторика нетерпимости всё чаще становится частью политической риторики, особенно это касается политических сил радикального толка. На фоне того, как в отдельных странах именно такие партии и отдельные политики всё чаще приходят к власти, Вячеслав Кантор уверен – недалёк час, когда идеология ненависти может стать государственной идеологией в каких-либо государствах, и тогда уже очень реальным становится перспектива повторения катастрофы, однажды уже случившейся с человечеством – а именно катастрофы Холокоста. Именно Холокост, говорит Кантор, научил человечество тому, что антисемитизм или иные формы нетерпимости никогда не ограничиваются лишь ненавистью к конкретным нациям или группам людей. Если дать ненависти шанс разрастить и распространиться, то её жертвами может стать кто угодно. Что опять же роднит эту проблему с терроризмом.

Террористы нередко прикрываются религиозными, национальными или иными идеологическими причинами для своей деятельности и своих преступлений, однако Вячеслав Кантор убеждён – деятельность их направлена против всех людей, и террористы – это враги всего цивилизованного мира. Это подтверждается тем, что жертвами терактов становятся все граждане, оказавшиеся в неподходящее время в неподходящем месте, от религиозных учреждений до массовых собраний, праздников и мероприятий.

Связь между нетерпимостью и терроризмом Вячеслав Моше Кантор видит и в том, что они порождают друг друга. Как из ненависти и нетерпимости рождается экстремизм и терроризм, так и учащение террористических актов и экстремистских выступлений порождает в обществе ксенофобию, нетерпимость и подозрительность, атмосферу, в которой распространение террористических и экстремистских идей происходит легче – так и замыкается этот порочный круг. Помимо этого, отмечает Вячеслав Кантор, проблем кроется в терпимости к нетерпимости – без достаточной борьбы и противостояния любым проявлениям нетерпимости и притеснениям, в обществе вырабатывается пугающая привычка к ненависти, она перестаёт быть чем-то недопустимым и становится нормой. Такой нормой, при которой идеологии, продвигающие ненависть ко всему человеческому и толкающие на преступления из одной лишь ненависти, расцветают бурным цветом.

Международная ситуация

Общее повышение напряжённости в мире неразрывно связано с проблемами роста в целом агрессии и нетерпимости, а также терроризма, убеждён Вячеслав Кантор. Будучи президентом и основателем Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, Вячеслав Кантор не раз в своих выступлениях привлекал внимание к тесной взаимосвязи международных отношений и ухудшения взаимодействия и координации между странами с ростом угрозы терроризма и международного экстремизма. Однако нередко эта взаимосвязь прослеживается и на конкретных, куда менее глобальных примерах.

В частности, на одной из конференций Люксембургского форума эксперты во главе с Вячеславом Моше Кантором подробно обсуждали ситуацию в Европе после 2015 года, когда европейские страны испытали на себе настоящий приток беженцев – в основном из таких стран, как Ирак, Афганистан, Сирия и страны Северной Африки. Только по имеющимся данным, в Европе тогда оказалось более 1 миллиона беженцев. Однако эксперты и сам Моше Кантор не стали тешить себя заверениями, что этим всё и ограничилось. Вместе с легальной миграцией быстро были налажены и каналы миграции нелегальной – и именно по этим каналам в страны Европы стали проникать носители террористических и экстремистских идеологий. Проблема обострилась тем, что по господствующей в то время в Европе политике мультикультурализма власти не стали вмешиваться в дела мигрантов и позволили им сформировать внутри европейских стран по сути закрытые этнические анклавы, где нередко продолжали насаждаться и процветать идеологии и взгляды, несовместимые с европейскими ценностями и даже законами. Результатом и стали многочисленные теракты, которые целой волной прокатились по Европе вскоре после начала миграционного процесса и, в дальнейшем, полноценного миграционного кризиса. Специалисты во главе с Вячеславом Моше Кантором отметили и другие последствия, имеющие прямое отношение к теме терроризма и экстремизма – а именно острый ответ со стороны коренного европейского населения на рост экстремистских выходок и в целом на вторжение в их повседневную жизнь чужих идеологий. Этим ответом стал рост популярности радикальных взглядов и ультра-правых настроений, всплеск национализма и изоляционизма, призывов к депортации мигрантов и общих беспорядков. Эта ситуация, уверен Вячеслав Кантор и его единомышленники, более чем наглядно демонстрирует, как агрессия порождает агрессию, а ненависть – ненависть. И «меньшего зла» в данной ситуации попросту не может быть, ведь, лишь зародившись, оно перерастёт в зло куда большее.

Как бороться с идеологией?

Борьба с терроризмом – это прежде всего борьба с идеологией, борьба с нетерпимостью и ненавистью как таковой, а также с путями их распространения, уверен Вячеслав Моше Кантор. Именно поэтому на прошедшем форуме он заявил о необходимости юридического и практического приравнивания нетерпимости к экстремизму и терроризму – чтобы облегчить эту борьбу, ведь она прежде всего должна вестись в сфере законодательной и нормативной. Как отмечает сам Вячеслав Кантор, в этом отношении уже предпринимались определённые шаги.

Ещё в 2015 году, когда миграционных кризис в Европе был в самом разгаре, Джеймс Кэмерон, возглавлявший тогда правительство Великобритании, выступил с осуждением той самой политики пассивного мультикультурализма, которая позволила процветать экстремистским идеологиям и в целом нетерпимости на территории Европы после миграции многочисленных носителей агрессивных идеологий. Сам Кэмерон тогда выступил с предложением расширения полномочий различных правовых структур и соответствующих контролирующих органов с тем, чтобы они могли пресекать деятельность по разжиганию ненависти и нетерпимости.

Вячеслав Моше Кантор выступил с собственным комментарием этой инициативы и в целом одобрил направление мысли премьер-министра в отношении ужесточения преследования подобных течений. При этом Вячеслав Кантор сам является сторонником так называемой «безопасной толерантности» - концепции, которую он ставит в противовес пассивному мультикультурализму. Толерантность необходима, но распространяется она лишь до тех пор, пока что-либо не угрожает стабильности общества, демократическим ценностям и законам, говорит Кантор – то есть, ограничивается и контролируется соображениями безопасности. Что же касается борьбы с идеологией и разжиганием ненависти, то здесь Вячеслав Кантор видит проблему в несовершенстве законодательной базы – а именно в отсутствии чёткой границы между реализацией свободы слова и мнения и пропаганды нетерпимости и ненависти. Именно этим зазором и несовершенством, отмечает Кантор, нередко пользуются идеологи экстремизма.

Помимо законодательных изменений, считает Вячеслав Моше Кантор, необходима и постоянная работа, направленная на то, чтобы осуждать уже существующие террористические и экстремистские идеологии, течения, а также любые проявления нетерпимости и ненависти, особенно когда они происходят на государственном или даже международном уровне. Это должно стать неотъемлемой частью международной политики любого цивилизованного государства, убеждён Кантор.

Видео принадлежит каналу RTVI на www.youtube.com

...

  • 0

Популярное

Последние новости