Кладбище поездов, сталинское баракко и никаких супермаркетов: на что смотреть в Каринторфе
- 18 марта 2019
- 0+
- Мария Сенилова
Историк о том, чем хорош микрорайон
Разработкой плана развития Кирово-Чепецка занимаются урбанисты, Агентства стратегического развития "ЦЕНТР". После исследования они пришли к выводу, что микрорайон Чепецка Каринторф - будущий туристический центр области. Активисты из Кирова уже хотят организовать там фестиваль и называют Каринторф «Архитектурной Меккой». Историк Антон Касанов рассказывает, чем микрорайон привлекает урбанистов, а в будущем может привлечь и туристов.
Один из самых популярных жанров российского кино в наши времена – фильмы про «попаданцев». Герои чаще всего случайно попадают в прошлое, оказываясь в необычных для себя условиях. Мой любимый подобный фильм – картина «Четвертая планета». Три космонавта отправляются в экспедицию на Марс и внезапно вместо исследования безжизненного космического грунта оказываются в маленьком послевоенном советском городке. Главный герой, капитан корабля, со временем понимает, что этот город – его родной, в подобной атмосфере деревянных бараков, усталых работяг-заводчан, площади с памятником Ленину и шумной пивной он вырос и провел всю свою юность, по которой так сильно ностальгирует уже в зрелом возрасте. По мере развития сюжета мы узнаем, что каким-то образом на Марсе появился некий разум, который, играя с психикой главного героя, решил поместить его в атмосферу столь близкой каждому человеку юности. В финале же командир космического корабля и вовсе решает не возвращаться на Землю, а остаться навсегда в иллюзии послевоенного советского города со всем его антуражем. Здесь первая любовь, жива старушка-мать, все в здравии друзья и нет забот - в общем, различия с реальным миром «лихих 90-х» колоссальны.
Сегодня для того, чтобы попасть в это самое прошлое, в 50-60-е годы XX века, не нужно уповать на внеземной разум и научную фантастику. Достаточно, например, отправиться в Каринторф на знаменитой узкоколейке, которую уже редко где можно встретить. Я несколько раз бывал в Каринторфе, и каждый раз возникало то самое чувство погружения в послевоенный СССР. Причем аутентичный и подлинный, не похожий на нарисованные картинки популярного ностальгического кино. Старый репродуктор разносит по улице забытые мелодии, в магазине с поэтическим названием «Яшма» уже обед, редкие прохожие скрываются в некогда блестящих сталинских зданиях с колоннадами и башенками. Каждый второй здесь расскажет вам о том, какой яркой и насыщенной была жизнь в этих местах еще лет 40 назад. Клуб, почта, столовая, развития сеть узкоколеек – сегодня всего этого уже нет. А что же есть? Просто поселок, застрявший в «медленном» времени, по которому многие сегодня отчаянно ностальгируют.
Интересно, как местные жители поддерживают свою идентичность, а может, так получается само по себе, что бездушная машина глобализации здесь затормозила. В Кирове уже никто не считает номера на автобусном билетике, хотя раньше это было одним из любимых дорожных развлечений, а счастливые билетики с совпадающей комбинацией цифр хранили и берегли. В миниатюрном поезде на Каринторф кондуктор выдает не просто ретробилетик, но на нем еще и нарисован старый поезд, намного более древний, чем тот, который везет в Каринторф.
Это вроде бы и мелочь, но такие явления вызывают самые позитивные эмоции. В Каринторфе нет ни федеральных, ни региональных торговых сетей. Удивительно, но и это не случайно. Местный старожил нам как-то рассказывал, что одной очень активной на вятском рынке торговой сети, которая хотела открыться в поселке, сделать этого местные предприниматели не дали. Просто не предоставили возможности арендовать ни одного здания. Такой вот коммерческий сговор против конкурента, впрочем, он помог, как это ни странно звучит, сохранить самобытность поселку.
Сотовая связь, кстати, работает с перебоями. Зато ничто не отвлекает от созерцания архитектуры Каринторфа. Деревянное зодчество на Вятке уничтожается колоссальными темпами, при этом оно отходит в иной мир, будучи неизученным и неосмысленным.
Это касается как дореволюционной, так и советской архитектуры с их разнообразием школ, стилей и мастеров. Архитектура Каринторфа тоже еще мало изучена, встречаются сведения, что удивительные дома в стиле сталинского неоклассицизма (т. н. «сталинское баракко») здесь строили пленные немцы. Кто бы то ни был, но стиль крайне нетривиальный, хотя, казалось бы, поселок на краю земли и такая уникальная эстетика. Историкам еще предстоит как следует покопаться в архивах в поисках имен архитекторов, планов и чертежей зданий и розыске аналогов такой архитектуры где-то еще.
Точно такого же исследования заслуживают местные «сталинки» и гаражи-ракушки вместе с их содержимым. Любители же техники смогут подивиться на «кладбище поездов» с очень оригинальными моделями транспортных средств и побывать в большой башне неясного предназначения.
Обсуждаемая в последнее время в прессе идея провести силами активистов некий фестиваль или архитектурный студенческий лагерь в Каринторфе очень хороша. Такие места должны жить, более того, правы и те, кто видит в поселке и узкоколейке объекты, привлекательные туристам. Последние действительно бывают в Каринторфе регулярно, известно, например, что туда даже ездила целая экспедиция школы культурологии Высшей школы экономики, ряд широко известных российских блогеров и журналистов. Как это часто бывает в России, власть не видит в Каринторфе ни перспектив, ни эстетики – одни чиновники предлагали долгие годы убрать узкоколейку, другие вынашивают идею строительства здесь мусорного полигона. Что будет дальше с этим удивительным местом – не знает никто. Очевидно только, что началась весна, а это значит, совсем скоро вода отсечет поселок от большой земли, но поедет миниатюрный поезд сквозь бескрайние чепецкие воды в Каринторф, как это было много лет до этого и, надеемся, будет еще очень и очень долго.
Фильм корреспондентов "Настоящего времени" про Каринторф.