Детский психолог рассказала о принципах выбора занятий Каждый родитель желает своим детям самого лучшего, но иногда в своем стремлении устроить жизнь ребенка легко перегнуть палку. Мы пообщались с детским психологом Екатериной Грибиной и выяснили с какого возраста начинать учить языки, почему ребенок ничем не интересуется и что с этим делать.
Количество кружков Родителям нужно ориентироваться в первую очередь на интересы и физические психические возможности ребенка, а не на личные амбиции или чьи-то советы. Количество занятий будет зависеть от того, как справляется ребенок. В зависимости от типа нервной системы кто-то может выдерживать интенсивный темп активности, а кто-то очень быстро устает даже от небольших нагрузок. Уставать или перегружаться он не должен, это чревато неврозами и неврастенией в том числе. Разумно чередуйте занятия с
активным отдыхом. Не стоит проводить занятия, если ребенок жалуется на
плохое самочувствие.
Уроки иностранного языка в раннем возрасте Начинать заниматься иностранным языком, например, английским стоит не раньше, чем окончательно установится речь ребенка. В каком возрасте это произойдет – зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Можно начинать занятия. Но не садить за парту, а начинать знакомить с языком в игровой форме. У маленьких детей мозг более пластичен.
Но, если есть какие-то логопедические проблемы, то лучше подождать. Чтобы сначала установилась речь.
Ребенок ничем не интересуется, не хочет ходить в кружки, секции Для начала нужно узнать причину такого поведения. Возможны несколько причин:
1. Ребенок переутомился. Вы его настолько сильно загрузили, что психика перегрузилась и стала работать по принципу самосохранения. Было слишком много задач и теперь его реакция на все — это протест, лень, апатия.
2. Вы не прислушиваетесь к интересам ребенка. Возможно, вы сами выбираете куда идти и чем интересоваться вашим детям. Некоторые родители навязывают кружки, считают, что видят у ребенка талант или склонности и поэтому выбирают секцию. Это ни к чему хорошему не приведет. На давление всегда возникает сопротивление. Проще всего определить интересы и способности ребенка в
совместной игре.
3. Много критики. Когда любую инициативу, которая исходит от ребенка вы считаете глупой, неуместной, и думаете «он маленький и не может сделать выбор», то вы обесцениваете его. Ребенок к этому привыкает. С каждым разом инициативы становится меньше, а затем она и вовсе исчезает и мы получаем ребенка, который ничего не хочет.
4. Занятие напоминает о какой-то травмирующей ситуации.
Например. Вы отводили ребенка в кружок в слишком раннем возрасте, а сами уходили. Он вас мог потерять и испугаться. Теперь есть подсознательный страх, что кружки – это неприятно.
5. Отношения с тренером или педагогом. Прислушивайтесь к словам ребенка. Если он говорит, например: «На меня кричат. Она строгая, она ругается.», то не игнорируйте, верьте своему ребенку. Но не бегите к педагогу разбираться, а сначала разберитесь в ситуации. Посмотрите, понаблюдйте и потом уже делайте выводы. Если видите, что ребенку дискомфортно, то тут лучше сохранить психику ребенка и сменить тренера или педагога.
Как понять, что педагог подходит? Дети очень благодарны и очень любят тех педагогов, которые адекватны по отношению к ним и дети с радостью идут к ним. Смотрите на то, как он общается с детьми и может ли найти подход к вашему ребенку.
Как помочь ребенку сделать выбор, если интересов слишком много.
Смотрите на потребности ребенка. Пропишите кружки, куда бы он хотел ходить, и занятия, чем ему нравится заниматься. Затем предложите, чтобы он сам оценил по 10-балльной шкале, что ему нравится. Спросите, что ему нравится и почему.
Если на какие-то занятия не хватает денег или вашего времени, а потребность в самореализации у ребенка есть, то можно попробовать организовать какие-то занятия дома. Например, покупать наборы для творчества ребенку, найти в интернете обучающие видеоуроки по рисованию, рукоделию. Конечно, это будет непрофессиональный подход, но ребенок будет реализовываться.