Я выбираю для сына разные книги, нет определенной системы. Когда ставила в «Театре на Спасской» «Тайну волшебной страны», мы читали с ним Элинор Фарджон «Западный лес». Именно по этому произведению поставлен спектакль. Потом он выбрал «Тома Сойера», сейчас уже читаем «Гекльберри Финна». Очень понравился ему «Карлсон». Есть книги, которые мы перечитывали много раз. Например, Анни М. Г. Шмидт «Плюк из Петтерфлета». Такие хорошие детсадовские истории, их мы уже выучили наизусть. Или «Лафкадио, или лев, который отстреливался» автора Шела Силверстайна тоже читали не один раз.
В «Театре на Спасской» был такой проект «Сказки для Мартина», когда собирали родителей и детей, стелили ковёр, раскладывали мягкие подушки и читали современные детские книги, чтобы потом, увидев в репертуаре театра знакомые названия, родители не пугались, а с интересом приходили на новые спектакли вместе со своими детьми. И после таких читок мамы и папы подходили, задавали вопросы, кто автор, что еще из его произведений можно почитать. Это была такая школа семейного чтения. Всё, что отбирали для чтения в проекте, я прочитывала сыну.
"Это про меня"
Мир изменился, и литература тоже. Проблема в том, что родители выбирают книги, которые они сами читали в детстве. А есть столько всего нового интересного. Появились новые авторы, которые говорят на современном языке, рассказывают близкие нашим детям истории. Например, у Нины Дашевской есть замечательная книга «Я не тормоз» про гиперактивного мальчишку, который везде ездит на самокате. Его жизнь несётся в диком темпе. И когда я сейчас читаю эту книгу сыну, он говорит: «Это про меня». Это радость узнавания себя, своих переживаний. Поэтому эти книги нравятся детям.
Мы читаем книги разных авторов, есть, конечно, детская литература, которая всегда будет интересна и востребована у читателя: «Денискины рассказы» Драгунскогоили «Лёля и Минька» Зощенко. Другое дело, если переносить их на сцену, то надо подавать их так, чтобы современным детям было понятно и интересно. Например, снова стал востребован Гайдар. И это здорово. Современные дети и подростки все больше идут в волонтерские движения. И эта тема есть у Гайдара, поэтому он интересен юному читателю и зрителю.
Но есть современные книги, которые мы начинаем, но не дочитываем до конца. Это чаще зарубежные авторы, которые вольны в темах. И это уже обязанность родителя решить, во что посвящать ребёнка, а какие темы обойти.