СССР отказался от собственного кроссовера, хотя спрос рос в геометрической прогрессии - почему?
- 1 сентября 06:00
- Ксения Сизова

В середине 1950-х годов СССР остро нуждался в легковом автомобиле повышенной проходимости. Колхозы и совхозы только начинали благоустраивать дороги, и без компактного полноприводного транспорта было не обойтись.
Начало разработки
Горьковский автозавод взял на себя роль головного разработчика. Инженеры создали два прототипа:
- ГАЗ-М72 на базе «Победы» с узлами от ГАЗ-69;
- ГАЗ-М73 на основе «Москвича-402» и агрегатов ГАЗ-69.
Из-за ограниченного финансирования проект ГАЗ-М73 передали на Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА).
Вызовы и доработки
Изначально на МЗМА отнеслись к проекту с энтузиазмом — спрос на полноприводные легковые автомобили был высоким. Однако при детальном изучении конструкции выяснилось, что горьковские инженеры собрали машину из доступных узлов без глубокой проработки.
Конструкторам МЗМА пришлось:
- Разработать новый передний мост, унифицированный с задним;
- Поднять опоры двигателя для увеличения клиренса;
- Установить дополнительные масляный и водяной радиаторы для снижения тепловых нагрузок на 35-сильный мотор.
Интересно, что масляный радиатор от «Москвича-410» быстро стал популярен среди владельцев обычных моделей — его надежность была выше самодельных аналогов.
Технические особенности
Для повышения надежности внедорожника пришлось:
- Вернуть рычажные амортизаторы вместо телескопических;
- Использовать трёхступенчатую КПП от «Москвича-402» с добавлением понижающей передачи и муфтой подключения переднего привода;
- Увеличить диаметр руля и доработать салон.
Итоговые характеристики
После всех изменений «Москвич-410» стал тяжелее на 200 кг и уже из-за уменьшения колеи до 1,22 м. Максимальная скорость снизилась со 100 до 85 км/ч, а управляемость на бездорожье улучшилась, пишет Дзен-канал «Автовод со стажем».
Читайте также:
- Ни под каким предлогом: эти автомобили не продавали простым гражданам в СССР
- Во сколько на самом деле обходилось содержание авто в СССР?
- Нереальный советский проект, который мог погубить половину мира: вот для чего придумали дамбу через Берингов пролив
- Безмолвные памятники трагедии: 5 городов-призраков, откуда человек уехал навсегда
- Зачем в СССР сдавали пустые бутылки и как за них соперничали бабушки - объясняю