«Терапевтом может стать как лабрадор, так и дворняга»: кировская канистерапевт об особенностях работы

«Терапевтом может стать как лабрадор, так и дворняга»: кировская канистерапевт об особенностях работыФото из личного архива Натальи Новиковой

Наталья поделилась спецификой работы собак с особенными детьми

Институт развития образования Кировской области провел региональный фестиваль детского творчества «Наш прекрасный мир» для детей с ограниченными возможностями здоровья. 23 мая 2021 года на стадионе «Иско» в Кирове состоялся первый детский фестиваль инклюзивного спорта. 

В последнее время государственные и благотворительные организации уделяют внимание развитию детей с особенностями. Помимо новых фестивалей и спортивных соревнований, появляются и новые профессии. В России начинает набирать популярность новое направление реабилитации — канистерапия. Во время занятий канистерапией в работе участвует специалист, его собака и человек, которому требуется реабилитация. Эксперты в этой области, в основном, работают с детьми с особенностями развития. Редакция progorod43.ru поговорила с единственным в Кирове канистерапевтом Натальей Новиковой и узнала, как проходят ее занятия.

Канистерапия — разновидность терапии с животными, метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапию используют в медицинской и социальной реабилитации. Канистерапия может использоваться как психотерапевтическая методика, способствующая развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики, а также для усиления эффективности развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей с особенностями развития. Этот метод реабилитации в новинку в России. За границей собак используют часто — и для адаптации к новому коллективу, и, например, в стоматологиях, чтобы успокоить ребенка перед походом к врачу.

Увлечение. Наталье 47 лет. По первому образованию она детский психолог, а ее увлечением на протяжении 10 лет были выставки собак и их разведение.

Наталья любит и детей, и собак, поэтому так хотела совместить два своих увлечения. На канистерапевта она пошла учиться два года назад. До этого она водила своих собак на мероприятия, где ее хаски катали детей на ватрушках.

Всего у Натальи четыре собаки: хаски Елка, хаски Хамер, сиба-ину Сио и кавалер кинг-чарльз-спаниель Гриша. На мероприятиях она видела, что дети тянутся к собакам. Бывало даже, что дети не хотели расставаться с ее питомцами.

Обучение. Наталья учится в Санкт-Петербургском медицинском университете имени Павлова, там преподают психологи, неврологи и другие эксперты. В этом году Наталья заканчивает университет. Она надеется, что в скором времени канистерапию официально признают и внесут в реестр профессий. В будущем героиня хочет открыть в Кирове центр канистерапии.

В Москве есть еще одни курсы по канистерапии, но я хотела именно государственный университет, чтобы все было серьезно, — говорит Наталья.

Спаниеля Гришу Наталья взяла специально, чтобы обучить того терапии. Он прошел курсы и стал официальным терапевтом. Собака-терапевт должна быть обучена навыкам и трюкам, и у нее должна быть хорошая выдержка и адекватное пищевое поведение — чтобы она ни при каких условиях не проявляла агрессию. Стать терапевтом может собака любой породы, но больше всего их среди лабрадоров, ретриверов, пуделей. Наталья встречала обученного питбуля и даже беспородного приютского пса.

Экзамен. Собаки-терапевты сдают экзамен в два этапа. Первый нужен для того, чтобы оценить, может ли собака в общем контактировать с детьми, развлекать их. Животное оценивают ветеринар, кинолог, канистерапевт, секретарь. Они проверяют агрессию, пищевое поведение, темперамент собаки. Животное проверяют — кричат, стучат, пощипывают, задевают руками. Все это делают незнакомцы, и хозяин не имеет права издавать звуков и даже смотреть на свою собаку. Второй этап экзамена — это проверка, может ли собака приносить пациенту вещи, то есть она должна отдать поднятый предмет не хозяину, а экзаменатору. На этом же этапе по полу разбрасывают еду и заставляют собаку ходить змейкой, восьмеркой. Животное должно остаться равнодушным к еде. Чтобы проверить, насколько собака спокойна, перед ней раскрывают зонтики, роняют предметы. Собака не должна отпрыгивать и делать какие-либо резкие движения — чтобы в будущем не напугать ребенка.

Занятия. Наталья с Гришей занимаются с детьми с особенностями — аутистами, с синдромом Дауна, с ДЦП. В основном, идет работа с детьми, которые по уровню развития находятся на пяти — семи годах. Иногда они проводят время и с детьми без отклонений. Они тоже бывают заинтересованы в общении с собаками. Такое происходит, когда, например, дети по какой-то причине боятся собак, и родители хотят это исправить.

Люди в процессе общения оценивают друг друга, а собаке это не нужно, она безусловный друг. Плюс собаки в том, что она мобильная, мы с питомцем можем сами приехать к ребенку, в отличие от дельфинов или лошадей, которые тоже бывают детскими терапевтами.

У Натальи был запрос от клиента — мальчик с тревожностью, который плохо вливался в коллектив и не справлялся с повседневными задачами. Они учили в игре дорожные знаки, сигналы светофора. Занятие с каждым ребенком уникально, универсального сценария нет. С кем-то Наталья занимается апортировкой — и пес приносит пациенту разные предметы, с кем-то канистерапевт наряжает Гришу в разные костюмы, кто-то выбирает цвета мисок, из которых кормить животное.

Первый сеанс. Первый сеанс — знакомство с мохнатым терапевтом и диагностика — знает ли ребенок, что представляет собой собака. Наталья показывает, как ее гладить, как за ней ухаживать. Она рассказывает о питомце, дает возможность накормить и погладить. Уточняет, чего хотят родители от занятий с собакой.

Места. В качестве канистерапевта Наталья посещала и геронтологический центр, занималась с бабушками и дедушками. По ее словам, они играли с собакой с детским восторгом. Героиня со своей собакой ходят в детские интернаты, там она работает и с детьми с ДЦП, и с теми, кто не разговаривает. Она обучает детей общаться по карточкам. Дети учатся выражать потребности и эмоции специальными карточками — просят поесть, сходить в туалет. Без собаки дети кидаются карточками, грызут их. С собакой детям интереснее. Так же они учат цвета, формы, фигуры.

Ранее мы писали о мужчине, который родился с ДЦП и стал спортивным тренером.

...

  • 0

Популярное

Последние новости