Как хвалить детей правильно: секреты мотивации к учебе от кировских экспертов
- 24 октября 18:00
- 0+
- administrator
Подходит к концу первая четверть, и тема мотивации ребенка к учебе стала острой. С каждым годом в школах повышаются требования к ученикам, программа становится сложнее, увеличивается число кружков и дополнительных занятий и везде хочется успеть. Но только вот ребенку не хочется всего этого напряжения. Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку полюбить учебу? Собрали мнения экспертов и родители.
По мнению детского и семейного психолога, психотравматолога Екатерины Грибиной, для эффективного стимула ребенка важно понимать, что такое мотивация: это внутриличностное желание достигать целей.
Если ребенок ленится или не видит смысла в учебе, его мотивация снижается. Попытки заставить его учиться с помощью наказаний могут вызвать страх или протест, что не приведет к желаемым результатам.
Екатерина добавила, что существуют два типа мотивации: внутренний и внешний. Внешняя мотивация включает стимулы и поощрения, помогающие ребенку формировать внутренние желания и целеполагание. Например, книги, такие как "Учись учиться", лучше организовать процесс обучения. Важно делить ответственность за учебу: сначала делать задания вместе, а затем постепенно передавать ее ребенку.
Внутренняя мотивация связана с пониманием важности учебы. Угрозы не принесут пользы, особенно если ребенок видит успешных людей, которые не учились. Лучше объяснить, как знания развивают интеллект и открывают новые возможности. Умные люди легче ориентируются в жизни и могут избежать мошенничества. Постепенно показывая ребенку преимущества обучения и возможности для будущего, мы поддерживаем как внутреннюю, так и внешнюю мотивацию.”
Больше полезной информации по воспитанию ребенка узнайте из телеграм-канала Екатерины Грибиной
Мама пятерых детей кировчанка Оксана Боровикова поделились опытом и рассказала, как мотивирует детей учиться:
Я считаю, что мотивация ребенка во многом зависит от примера родителей. Если родители сами проявляют интерес к знаниям, читают, развиваются, то и ребенок будет стремиться к этому. Поэтому мы стараемся быть для детей образцом любознательности и трудолюбия. Мы также поощряем их инициативу и самостоятельность в учебе, даем им возможность выбирать дополнительные занятия по интересам. Это помогает детям почувствовать, что учеба - это не просто обязанность, а возможность раскрыть таланты и способности.
Образовательный процесс - это не только передача знаний, но и формирование у детей интереса к учебе.
Главный совет - разговаривайте с детьми, не кричите, не читайте нотаций. Слушайте, что говорит ваш ребенок, советует психолог и арт-терапевт Оксана Смирнова
Разберитесь, по какой причине он отказывается от учебы. Может, у него плохие отношения в школе? В этом случае задача родителя - подсказать, направить, дать ощущение опоры, что дома его любят любым, он под вашей защитой.
Лень, как известно в психологии, это защитная функция организма от бесполезного труда, говорит Оксана Смирнова
Не каждый ребенок видит в учебе вдохновляющую цель своей детской жизни. Советую совместно с ребенком придумать систему мотивации, поощрений и наказаний. Узнать, о чем он мечтает и заключить с ним договор в двух экземплярах с подписями. Пропишите, чего вы хотите от него, например, подтянуть геометрию, прочитать “Войну и мир”. Обязательно пропишите, что он получит, добившись результата. Важно также прописать, каким будет наказание, если он не выполнит. Естественно, не физическая расправа, а например, отказ от телевизора или компьютера на неделю, пробежит четыре круга на стадионе.
Оксана Смирнова добавляет, что ребенку нужно кидать вызов, брать “на слабо”, ведь это будет своего рода игрой, а дети любят играть. А взрослый человек должен задавать тон и управлять процессом.
Ребенку до 18 лет будет нужна ваша мотивация, лет до 25-30 - ваша похвала, и до конца жизни - ваша поддержка.
Шамонина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов школы №14, подчеркивает важность создания благоприятной атмосферы в классе:
Ведь именно в такой обстановке дети смогут раскрыть потенциал и проявить лучшие качества. Основным элементом успешного обучения является отличное настроение учеников. Я стремлюсь создать такую атмосферу, где каждый ребенок чувствует себя уверенно и безопасно, где он знает, что пришел не бояться, а получать знания и жизненный опыт. Важно, чтобы ученик ощущал поддержку и уважение со стороны учителя.
По мнению педагога, мотивация учащихся должна также строиться на основе тесного взаимодействия с родителями. Регулярное общение, похвала через родителей помогают поддержать интерес к учебе и способствуют улучшению успеваемости:
Родители могут всегда обратиться ко мне за помощью или советом, и я готова обсудить любые вопросы, касающиеся учебного процесса.
Прохождение новой темы - важный этап в развитии ребенка.
Я стараюсь объяснять материал так, чтобы каждый ученик понимал его, независимо от уровня подготовки. Подведение итогов каждого урока помогают выявить слабые места и определить, кому нужна помощь. Если у кого-то возникают трудности, я помогаю и подтягиваю до нужного уровня знаний. Главная цель - не страх перед новым материалом, а желание узнать больше и идти вперед.
В заключении Татьяна Шамонина добавила, что главная мотивация - осознание цели обучения:
Каждый день, шаг за шагом, мы получаем новые знания и развиваем навыки. Уважение, похвала и позитивное отношение - ключевые факторы успеха.
Мотивация детей к учебе - сложный и многогранный процесс, требующий внимания и участия всех сторон: родителя, учителей и самого ребенка. Правильный подход и поддержка помогут создать условия для успешного и увлекательного обучения. Понимание индивидуальных потребностей каждого ребенка не только облегчит ему путь к знаниям, но и поможет ему стать уверенным и самостоятельным человеком.
Педагог-психолог школы №14 Марина Васильевна Дружкова утверждает, что главное мотивация ученика через педагога - чтобы процесс обучения был интересным и эмоционально окрашенным для ученика. Самый мощный стимул - ситуация успеха, когда ребенок достигает мастерства в чем-то. Это способствует росту его внутренней мотивации и уверенности в себе.
Очень важно учителю отмечать достижения ребенка, говорить ему, что замечаете, как он старается. Также периодически менять методы и приемы обучения, чтобы не было монотонности. Стоит получать обратную связь от учеников, разбирать, что им не понятно. Можно использовать разные познавательные способности ребят - память, внимание, воображение. Ведь игровые формы занятий хорошо воспринимаются учениками.
Марина Васильевна отмечает, что родителям нужно обсуждать с детьми важность образования, интересоваться, как прошел день в школе.
Нужно поощрять позитивные действия ребенка, поддерживать его, если что-то не получается. Если есть проблемы в учебе, стоит организовать дополнительную помощь, при этом важно ставить четкие цели и отмечать достижения.
В школах практикуют проведение различных олимпиад, конкурсов, спортивных мероприятий, рассказывает педагог-психолог
В школах развивают внеурочную деятельность и факультативы. Организуют работу школьного актива, участие в профориентационных проектах. Проводят родительские собрания на эти темы, сотрудничают с различными организациями.
Мотивация может включать аспекты, такие как положительные подкрепления, постановка целей, развитие интереса к предметам и создание поддерживающей учебной среды. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к мотивации должен быть индивидуальным. Родители и учителя должны работать вместе, чтобы создать благоприятные условия для обучения и поддержки интереса ребенка к учебе.
Ранее мы писали, что российские школьники будут сдавать ЕГЭ по новому предмету