Наш земляк захватил норвежскую береговую охрану
- 11 октября 2010
- Андрей Шиляев
В Баренцевом море «за грубое нарушение правил рыболовства» норвежской береговой охраной был задержан траулер «Электрон», капитаном которого был Валерий Яранцев. Норвежцы остановили российское судно в открытом море, в 500 километрах восточнее берегов Шпицбергена. Они поднялись на борт, опечатали трюмы и объявили, что все, кто находится на судне «Электрон», арестованы и для разбирательства должны следовать в норвежский порт. Потом началась погоня. Это случилось в октябре 2005 года. Через пять лет после нашумевшей погони мы разыскали капитана судна Валерия Яранцева. Он родом из Кировской области, из Яранска. - Меня так возмутило, что нас задержали! Топлива оставалось немного и я решил убедить их, что своим ходом до Норвегии нам не добраться. Они поверили и заправили мой «Электрон» прямо в море. Не долго думая, я дал газу и уплыл. На борту у меня остались норвежские сотрудники береговой охраны, - вспоминает Яранцев. - Я предлагал им пересесть на их судно, но они отвечали, что находятся здесь по приказу и не могут этого сделать. Пять дней погони норвежские инспекторы свободно перемещались по траулеру, ели вместе с командой, разговаривали и смотрели телевизор. Тем временем «захват моряков» активно освещался в мировых и российских СМИ. Один из преследовавших норвежских кораблей — фрегат «Тромсе» выстрелил в сторону корабля кировчанина. Капитан Яранцев дал радиограмму: «На помощь не надеюсь. Оставляю за собой возможность в случае обстрела идти на таран». Огня фрегат больше не вел, ведь на «Электроне» находились их норвежские граждане. Можно сказать, что капитан этого военного корабля ослушался приказа начальства – стрелять по «Электрону» на поражение. Я потом встречался с ним в Мурманске. Он мне сказал: «В море мы с тобой коллеги». Я уже давно не общался с тем норвежским капитаном. Но через его земляков стараюсь передавать ему привет, - вспоминает наш моряк. [img:1 align=float_right] Капитан Яранцев дал радиограмму: «На помощь не надеюсь. Оставляю за собой возможность в случае обстрела идти на таран» Кроме военных кораблей российский траулер преследовал и противолодочный самолет «Орион». Один раз он даже сбросил рядом с «Электроном» зажигательную бомбу. Она взорвалась в воде. - На психику давило, конечно. Самолет выбрасывает ловушки — тросы в кассетах. Я ускользаю. А ловушки наматываются на винт норвежской «Милены». «Орион» снова пикирует, а потом раз — и форсаж наверх, чтобы в нас попали струи горячего воздуха от двигателя. Пока он выкрутасничает, я проскальзываю между двумя их кораблями, - повествует наш земляк, все в памяти, как вчера. К исходу третьего дня траулер «Электрон» добрался до российских территориальных вод, где судно арестовал большой противолодочный корабль «Левченко» и конвоировал в Мурманск. Норвежские инспекторы вернулись домой, а против капитана Валерия Яранцева прокуратура начала уголовное расследование по двум статьям — незаконное рыболовство и ограничение свободы двух и более лиц не связанных с похищением. Суд длился до 2007 года. В итоге по второй статье нашего земляка оправдали, а по первой назначили штраф — 100 тысяч рублей. 16 апреля 2008 года Норвегия окончательно отказалась от судебного разбирательства по делу "Электрона". - По моему мнению и, кстати, морскому праву, мы действовали законно, а то что делали норвежцы можно расценить как пиратство, – говорит Валерий Яранцев. – Поэтому для меня неожиданностью стала радиограмма, подписанная генералом ФСБ, начальником погрануправления: мне приказывалось прекратить сопротивление норвежцам. Я воспринял это так, будто Брестская крепость держится, а Сталин шлет нарочного с пакетом: «Сдаться фашистам». После, многие простые рыбаки говорили мне спасибо. Судовладелец оплатил адвокатские услуги и заплатил штраф. Но эту историю уже давно не вспоминают. - Так получилось, что в марте 2009 года я поучаствовал в выборах главы поселка Териберка, который находится в 120 километрах от Мурманска и неожиданно победил. За последние 20 лет в поселке наступила разруха. Работа муниципальным главой оказалось не менее сложной, чем опасная морская работа.