Кировчане задыхаются из-за неразберихи в собственности
- 15 октября 2010
- Андрей Шиляев
Уже третий год в городе остро стоит проблема горения шламоотвалов у «Биохимзавода».
Неделю назад и, особенно, в прошедшие выходные в северном и юго-западном районах города стоял едкий запах и сильный смог. Нашу редакцию завалили письмами, звонками и смс-ками жители улиц Луганской, Кольцова, Монтажников, Мира, Лепсе с жалобами на то, что они буквально задыхаются. Отправив запрос в управление Роспотребнадзора, мы получили результаты проб воздуха. 8-го октября среднесуточная сумма концентраций загрязняющих веществ на Луганской, 62 составила 1,7 (при норме не более 1), что не соответствует государственным нормам. Причиной резкого увеличения загрязняющих веществ стало начатое шестого сентября тушения тлеющего шламоотвала работниками «Биохимзавода».
- В ночь с 6 на 7 октября мы активно тушили тлеющий лигнин, поэтому наступившее похолодание вызвало окутывание города дымом и смогом, — говорит Андрей Гордин, техдиректор ООО «Биохимзавод». - Но наше предприятие занимается тушением и тратит деньги на то, что нам, по факту, не принадлежит. Ни шламоотвалы, ни земля, на которой стоит завод, не находятся в собственности предприятия. К решению проблемы мы пытаемся привлечь как областные, так и городские власти. Пока, как видите, занимаемся этим сами. Мы готовы взять шламоотвалы в аренду или в собственность и решать проблему самостоятельно. Но при условии, что так же к нам перейдет земля, на которой находится завод.
Свалка БХЗ находится на федеральной земле, но проблему горения шламоотвалов собственники решать отказываются. Если земля с горящим лигнином будет передана из федеральной собственности в муниципальную, проблема горения может быть решена с помощью сухой рекультивации, которая обойдется городу в 40 миллионов рублей. Рассматривается возможность выставить землю под свалкой на аукцион. Расчет делается на то, что ее приобретет БХЗ для использования лигнина в своих производственных целях. Но при продаже земли появляется обязательное условие экологов - рекультивировать землю. Это противоречие может привести к тому, что земля будет продана БХЗ, но гореть шламоотвалы будут по-прежнему, - поясняет Павел Кошкин, заместитель главы администрации города.
Городская и областная власти ведут переговоры с федеральными собственниками земли и, вероятно, к концу года будет принято окончательное решение по этому вопросу.
Шламоотвалы горят внутри, как торфяные залежи. Процесс тушения очень сложен и продолжителен. Это федеральная земля, поэтому ни город, ни Биохимзавод не имеют права что-либо предпринимать на этих землях, например, рекультивирование.