"Первый самостоятельно сваренный борщ приносит столько радости": как воспитывать ребенка из детского дома

"Первый самостоятельно сваренный борщ приносит столько радости": как воспитывать ребенка из детского домафото Алексей Новоселов

Редакция газеты "Pro Город" и портала progorod43.ru продолжает публиковать истории в рамках проекта "Герой нашего города"

В Кировской области есть 13 интернатных учреждений, в которых воспитываются дети и подростки от 8 до 18 лет. По данным правительства Кировской области на 1 апреля 2020 года, в регионе 3549 детей остались без попечения родителей, 1825 находятся в семьях опекунов, в приемных семьях — 967 детей. 

В регионе работает программа наставничества. Наставники встречаются с сиротами минимум 1 раз в неделю на территории детского дома. На встречах наставники и дети могут играть в настольные игры, гулять или просто разговаривать на любые темы. Редакция progorod43.ru пообщалась с Ириной Васениной, участницей всероссийского проекта «Наставничество», которая помогает адаптироваться детям из детских домов.

    О себе, как все началось

    Я давно замужем, у нас двое взрослых детей: дочка и сын. В наставничестве я пять лет, случайно в соцсети увидела сюжет с мальчишкой, очень похожим на моего родного сына. Мальчик очень переживал, рассказывал что-то о спорте, о том, куда он ездил на соревнования... Это был Артем, наш первый подопечный, которому сейчас уже 21 год — это замечательный молодой человек, его очень полюбила вся семья, даже наши друзья интересуются, как у Артема жизнь, всегда приглашаем его на все семейные праздники, кататься на лыжах и т.д. Артем стал полноценным членом нашей семьи, живет он уже давно самостоятельно, закончил техникум, поступил учиться в академию, но высшее образование ему дается нелегко.

    Ирина Васенина с семьей и воспитанником Артемом

    Кто такой наставник

    Наставник — это старший друг, который поддерживает ребенка, особенно такая поддержка нужна, когда ребята выходят из стен детских домов или интернатов. Часто подростки остаются одни, у некоторых есть родственники, но обратиться с вопросами бывает не к кому. А вопросов и проблем очень много! 

    Часто ребята не знают элементарных вещей: один мой подопечный не знал, что, если вода в кране не перекрывается, это ненормально, и заплатил за воду 2500 рублей. Другие наши ребята, у которых годовалый ребенок, не знали, что можно вызвать врача домой — постоянно носили малыша в поликлинику, даже с температурой. Другая девочка считала, что все кругом общее, и просто "взяла" чужой телефон, в итоге полиция, суд и все такое! Мы, конечно, помогли ей, поддержали, но она могла реально сесть на два года!

    Наставник учит, как можно распорядиться стипендией, чтобы денег хватило на месяц, а не на один-два дня, помогает с учебой, учит ориентироваться в городе, одеваться по погоде, помогает обратиться в поликлинику, собрать документы для получения жилья и т.д. 

    Сложно ли быть наставником

    Конечно, если человек не готов делиться своим жизненным опытом, то все это покажется очень сложным, но вы просто не представляете, как светятся глаза наших ребят, когда что-то начинает получаться! Как приятно видеть, что мальчишка наконец-то поверил в себя, смог получить образование или самостоятельно отремонтировать собственную квартиру, да даже первый самостоятельно сваренный борщ приносит столько радости, что это невозможно описать словами, хочется помогать еще и еще.

    Кем из подопечных гордитесь больше всего

    Все мои подопечные — очень хорошие ребята, каждым из них очень горжусь. Многие довольно успешно учатся, кому тяжело учиться — работают. Кто уже живет в собственной квартире — обустраивают их, мне очень приятно видеть красивые, чистые квартиры у молодых людей. 

    Первый мой подопечный очень тяжело учился в техникуме, учеба давалась с трудом, мы очень помогали, поддерживали, объясняли уроки, как маленькому. Несколько раз он хотел все бросить, но мы настаивали, очень помогал мой муж, убеждал Артема закончить техникум. И когда мы все вместе дожили до диплома!!! Это была просто нереальная радость! К нам подходили педагоги и благодарили, что поддержали Артема, кто-то даже сказал, что "не думал, что тот сможет доучиться". Однако диплом получен, пусть сейчас по специальности Артем и не работает пока, но это уже специалист, а не мальчик после школы.

    Одну из моих подопечных мы с мужем приняли в семью, и теперь у нас появилась чудесная приемная дочка, которая довольно успешно учится в школе, старается помогать по дому, уже думаем, в какой университет будет поступать через год. 

    Как начинать общение в роли наставника 

    Для того, чтобы ребенок мог доверять наставнику, подружиться с ним нужно, когда ребенок еще в детском доме. Раньше волонтеры ездили в детдома с мероприятиями, а сейчас, в условиях карантина, мероприятия у нас проходят по видеосвязи. Я как-то пришла на одно мероприятие, где были ребята из разных детских домов. Все ребята как ребята: кто-то балуется, кто-то ничего не делает, кто-то активно участвует в играх. А один молодой человек с большими голубыми глазами вдруг начал мне рассказывать, что мечтает о собаке, и спокойно так рассказывал мне о разных породах, потом о том, что видел ежиков на территории детского дома. И у меня было ощущение, что мы с ним давно-давно знакомы, сидим, общаемся на обычные темы. Конечно, такого человека я не смогла от себя уже отпустить, теперь это мой подопечный, очень хороший молодой человек.

    Про благодарность

    Ребята обычно очень стесняются и не могут говорить какие-то речи, поздравлять или благодарить нас за что-то. Вот на одном из дней рождения мой первый подопечный Артем обнял меня и просто сказал: "Спасибо, что вы есть у меня!" Когда я повернулась, то увидела, что все присутствующие сидят с блестящими от слез глазами. Может, это и не самая пафосная речь в моей жизни, но, знаете, дождаться понимания того, что такой сложный мальчишка вдруг осознает, зачем мы ему...

    Обычный день наставника 

    Не думаю, что обычный день наставника отличается от дня любого другого человека, стоит только добавить телефонные звонки, переписки в соцсетях и личные встречи с ребятами, которым нужна поддержка взрослого человека. Мне рекомендовали раньше созваниваться два раза в неделю и встречаться, кажется, раз в две недели.

    Я немного неправильный наставник, у меня много ребят и, конечно, получается, что я много времени с ними провожу. Со всеми ребятами на связи постоянно, даже сейчас, паралельно рассказываю, как лечить простуду, одному из моих мальчишек.

    Первый шаг, который вам необходимо сделать, чтобы стать наставником — это заполнить анкету на сайте или позвонить по телефону 42-36-52.

    Истории всех участников проекта "Герой нашего города" читайте здесь.

    ...

    • 0

    Популярное

    Последние новости