Наверх

Лихорадка «Петровых в гриппе»: объясняем новый русский фильм

Возрастное ограничение: 16+
Лихорадка «Петровых в гриппе»: объясняем новый русский фильм kinopoisk.ru
Первый после освобождения из-под ареста фильм скандального режиссера театра и кино Кирилла Серебренникова вышел в прокат. Любители хорошего кино оценят, а неискушенный зритель запутается. Но это того стоит.

В четверг, 9 сентября, на экраны вышел фильм «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова. Это первая работа режиссера театра и кино после освобождения из-под домашнего ареста. Поэтому картину критики называют одной из самых ожидаемых в России. Кроме того, фильм уже показали на Каннском кинофестивале. Эта рецензия сможет помочь настроиться на просмотр или объяснить себе увиденное тем, кто уже побывал в кинотеатре.

Сюжет

Сюжет «Петровых в гриппе» может показаться больным бредом автора. Он основывается на почти одноименном романе Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него». История рассказывает про семью Петровых (от их советского детства до взрослой жизни в России), которые один за другим заболевают гриппом накануне Нового года. Не знакомому с книгой человеку будет сложно сразу воспринять то, что происходит на экране.

История раскрывает игру разума больного гриппом. Она показывает, как сходит с ума советский человек, столкнувшийся с обстоятельствами унылой жизни. Пожалуй, в фильме все происходит вокруг: события кружат персонажей в предновогодней больной лихорадке. Главный герой, Петров (Семен Серзин), едет в советском автобусе, забитом пассажирами, и понимает, что мир вокруг из-за высокой температуры сливается с больными видениями. Ему кажется, что он участвует в расстреле людей, а затем катается на «Газели» похоронного бюро вместе с другом Игорем (сыграл Юрий Колокольников), чьи инициалы складываются в символичное имя АИД. 

Скриншот из видео «Петровы в гриппе – официальный трейлер» SonyPicturesRU

Галлюцинации Петрова

Как сознание больного человека играет с ним, так Кирилл Серебренников играет с пространством, временем и реалистичностью киноленты. Петрова вбрасывает в лихорадочные воспоминания о советском детстве и елке, куда его без праздничного костюма привела мама (Варвара Шмыкова). Там он встречает снегурочку (Юлия Пересильд), которая плохо играет свою роль, но мальчику с температурой она кажется настоящей – ее холодные руки о жаркий лоб придают ей реалистичности. Больные воспоминания героя преследуют его всю жизнь. Реальная жизнь героя весь фильм нарушается неожиданными воспоминаниями, к которым примешиваются воображаемые инопланетяне и другие галлюцинации. Герой – художник, который пытается закончить свой комикс.

Скриншот из видео «Петровы в гриппе – официальный трейлер» SonyPicturesRU

Разведенная супруга Петрова – Нурлыниса Фатхиахметовна Петрова (в исполнении Чулпан Хаматовой) в жаре гриппа из библиотекарши превращается в убийцу с черными глазами. Сначала ей кажется, что она зарезала собственного сына ножом, но не поддается бредовым порывам. Вместо этого она отправляется на прогулку, где убивает прохожего. Женщина стирает свое ядовито-зеленое пальто, в котором совершила убийство, но именно эта деталь не дает понять, были ли эти события лихорадочным бредом или ее тайной реальностью. 

Скриншот из видео «Петровы в гриппе – официальный трейлер» SonyPicturesRU

Гротескная жестокость

С жестокостью показаны и галлюцинации Петрова. Он помогает харизматичному товарищу-писателю (его с невероятной убедительностью сыграл Иван Дорн, тот самый, который «Стыцамен») совершить самоубийство. И все это происходит, как у Достоевского, в тошнотно-желтых стенах грузовых контейнеров, которые намекают на сумасшествие героя. В таком месте даже галлюцинация не захочет жить. Петров нажимает на курок, мозги друга разлетаются по стене с граффити «День говно, и ты тоже». 

Скриншот из видео «Петровы в гриппе – официальный трейлер» SonyPicturesRU

Условности пространства и времени в фильме

Пространство в фильме сменяет друг друга, как декорации в театре. Оно и понятно, ведь режиссер - Кирилл Серебренников, бывший руководитель московского театра «Гоголь-центр», известный нетрадиционным взглядом на искусство и громкими экспериментальными постановками. Постмодерн он включил в фильм и сделал его спектаклем на экране. Персонажи буквально переходят из локации в локацию без переключения кадра или сцены. Лифт становится порталом между галлюцинациями и «реальностью» советской квартиры. Она, в свою очередь, из помещения резко становится кукольным домиком. 

Скриншот из видео «Петровы в гриппе – официальный трейлер» SonyPicturesRU

Визуальное оформление

Понять, что происходит в фильме, не всегда просто. Оператор фильма, Владислав Опельянц, снявший «Вторжение» Федора Бондарчука или, например, «Уроки Фарси» Вадима Перельмана, получил приз за технические достижения в Каннах. Взгляд камеры показывает зрителям неочевидные ракурсы на реальность: под потолком ванной комнаты, свободно движется за героем в забитом автобусе, точно поставленный кадр желтой комнаты с деревянными висячими занавесками делит ее пополам и становится решеткой для персонажей (так и выходит, писатель от безысходности и ограниченности возможностей принимает решение себя убить). В фильме столько визуальных деталей и символов, что с первого раза заметить и раскрыть смысл всего не получится. 

Скриншот из видео «Петровы в гриппе – официальный трейлер» SonyPicturesRU

Эстетика советскости 

Отдельно стоит сказать об антураже. В фильме смешиваются советское, постсоветское время и середина двухтысячных годов. Ностальгия охватит зрителя разного возраста. Шестидесятые показаны в классическом черно-белом геометрически верном прямоугольном кадре, советское детство героя – в плавающем воспоминании бежевых и каракулевых шуб, новогодних детских костюмов с серебряной мишурой. А детство современной молодежи, то есть первая половина 2000-х, изображена в уныло желтых оттенках. Традиционно русская музыка о жизни простого человека, конечно, придает фильму свой шарм: здесь и Егор Летов, и Би-2, и Хаски. 

Скриншот из видео «Петровы в гриппе – официальный трейлер» SonyPicturesRU

Идти стоит

Ограничение фильма 18+ стоит не так просто. В фильме без стыда показаны голые тела мужчин и женщин, советский секс и почему-то цензурированный мат. «Петровы в гриппе» соединяют в себе все чувства: уныние, ностальгию, радость, тревогу, удовольствие. Все, чем жил и живет советский и российский обычный человек, Петров. Получилась фантасмагория русской жизни, понять которую получится не сразу, а кому-то не захочется. Но посмотреть и найти в нем свое, родное, стоит точно. В Кирове фильм идет в кинотеатре «Колизей» в выходные и будние дни.

Ранее мы писали о том, почему стоит посмотреть новый фильм Marvel «Шан-Чи и легенда десяти колец». 

Искусство Кино

Комментарии 0

Представьтесь, а лучше войдите или зарегистрируйтесь

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru