Почему новые автомобили больше не возят с собой запасное колесо?
- 20 сентября 08:30
- Ксения Сизова

В автомобильной истории запасное колесо всегда было необходимостью. На первых легковых моделях его помещали в жёсткий кофр и крепили снаружи кузова.
Размеры колёс в довоенный период часто превышали 20 дюймов, что делало внутреннее хранение непрактичным. При этом наличие запаски считалось признаком статуса — автомобиль должен был «держать марку».
Современные российские реалии
Отечественные автопроизводители используют разные подходы:
- Нива Шевроле и Нива Трэвел — колесо на задней двери;
- Нива Легенда — размещение под капотом;
- Нива Спорт — полный отказ от запаски в пользу ремкомплекта.
Последнее решение особенно спорно для внедорожника, предназначенного для бездорожья.
Глобальная тенденция
Отказ от полноценного запасного колеса — общемировая практика. Производители освобождают пространство для:
- Газобаллонного оборудования;
- Премиальной акустики;
- Увеличенных топливных баков;
- Аккумуляторов гибридных систем.
Компромиссные решения
Два десятилетия назад появилась «докатка» — уменьшенное колесо с ограничением скорости до 80 км/ч. Более технологичным решением стали шины RunFlat, позволяющие проехать до 100 км после прокола. Однако их ремонт часто невозможен, что ведёт к дорогостоящей замене.
Экономическая целесообразность
Производители отказываются от запаски по трём причинам:
- Снижение веса для улучшения динамики и экономичности.
- Экономия пространства для дополнительного оборудования.
- Уменьшение себестоимости производства.
Современные диски с резиной 16-17 дюймов весят 25-35 кг — существенный фактор при расчёте топливной эффективности, пишут Дзен-канал «Автовод со стажем».
Читайте также:
- Вот зачем дальнобойщики ставят таблички со своими именами в кабине
- «Лучше пешком, чем на таких»: автоэксперт назвал машины, которые на вторичке нужно обходить за 2 км - должен знать каждый водитель
- За ними ведется настоящая охота: 8 самых ликвидных машин, которые не пылятся на складе
- Проехался на ВАЗ-2107 - и все понял: вот почему старые «Жигули» лучше современных машин
- С радостью бы отдал, но не берут: 5 машин с пробегом, которые лучше обходить за 3 км