Чем занять бодрствующего младенца?
- 2 марта 2015
- Алена Коробова

С пользой проводить время можно с первых дней жизни
Меня прокесарили. После суток в реанимации мне принесли дочь. В палате «Мать и дитя» мы были вдвоем. В эти первые дни ничего страшнее, чем остаться наедине с бодрствующей новорожденной дочерью, для меня не было. Страшно взять на руки, страшно поменять подгузник, страшно поднести к раковине и подмыть. Чего страшного? А мне все казалось, что я ее сейчас возьму и вывихну руку или ногу. Или обязательно уроню. Боялась ее плача, и первое время не знала, как успокоить ребенка, кроме как грудью. Но если первая неделя в роддоме была легче в том плане, что младенец практически полностью ее проспал, то когда мы приехали домой, я серьезно задалась вопросом, чем можно занять девочку, пока она не спит.
Интервалы бодрствования увеличивались. Все время висящий на титьке ребенок – это не вариант. Надо было искать другой способ успокоить, отвлечь, а еще лучше с пользой провести эти часы между сном.
Мобиль над кроваткой. Первой в нашей жизни отвлекалочкой стал мобиль. Какое-то время малышня игнорировала и звук, и движение этого чудо-устройства, но когда время пришло – могла «зависнуть» минут на 20. А я в это время, к примеру, позавтракать, а повезет – так еще и зубы почистить. Понятно, что злоупотреблять этим смысла нет – все-таки рано или поздно эта шарманка малышу надоедает и он начинает кукситься и просить новых зрелищ. Тогда мы идем гулять по квартире.
Познавательная прогулка. Во-первых, у мамы на ручках лучше, чем в кроватке, уже от одного этого факта нам становилось веселей. Но помимо простого «таскания на руках» я устраивала ребенку что-то вроде экскурсии. Есть такая присказка, что чукча что видит, то и поет. Вот я «включала» чукчу и рассказывала:
- Посмотри, это наша комната. Здесь светло. Вот шкаф, за его стеклом книжки. Много-много разноцветных книжек. Ты подрастешь и будешь сама читать.
Так мы проходили все комнаты-кухни-коридоры-ванные. На это можно потратить минут 10-15. Все это время малыш будет внимательно слушать мамин голос, а в более старшем возрасте тянуться ручкой к предметам, о которых идет рассказ. В этом плане любимой «игрушкой» месяцев с двух у нас стал холодильник, на котором висело много разных магнитов. Дочка могла смотреть на него несколько минут, а месяцев с 4-5 она с огромным удовольствием начала эти магниты срывать и бросать на пол. Чем бы дитя не тешилось…
Звуки. Первую неделю жизни малыша можно было не беспокоиться о том, что его разбудит громкая речь или другой звук. Но с другой стороны, мы не могли использовать это умение слышать и слушать себе на пользу. Когда пришло время – стали эксплуатировать его вовсю. Признаюсь, что дочь первые месяца три жизни была ну очень капризным ребенком. И как-то мы вычислили, что она моментально успокаивается на звук льющейся воды. Любую истерику можно было прекратить, просто открыв кран с водой. Позже я скачала на телефон треки под названием «Водопад», «Музыка рек» и т.п. И могла включать уже не воду (все-таки счетчики стоят, денежки капают), а музыку. Я слышала, что у других мам ребятки успокаиваются, к примеру, на звук включенного фена или на 6-ую симфонию Моцарта. Призываю и вас найти эту звуковую палочку-выручалочку. Работает на ура!
Зарядка. Первый курс массажа мы прошли довольно рано – в два месяца. Наша массажистка научила меня нескольким упражнениям, которые можно делать самостоятельно. С этих пор наше утро всегда начиналось с 10-15 минутной зарядки. Этот тактильный контакт очень нравился дочери. Были упражнения, от которых улыбка расцветала на ее лице, а были и те, от которых она сразу начинала канючить (к примеру, мы не сразу полюбили гимнастический мяч, потому что терпеть не могли лежать на животе). Но самым главным открытием, которым мы пользуемся и сейчас (нам почти 7 месяцев) стало то, что дочка полюбила счет. Видимо положительные эмоции на фоне моего голоса «Раз-два-три-четыре! Раз-два-три-четыре!» привели к тому, что сейчас ее капризы можно успокоить, просто начав считать. Она обожает смотреть, когда папа или мама сами делают зарядку и при этом считают.
Чтение. Примерно со второго месяца мы начали и читать. Очень заметно, что ребенку больше нравятся рифмованные вещи. А как важен голос чтеца! Просто с открытым ртом мой ребенок слушал свою прабабушку, у которой очень громкий и выразительный голос (она всю жизнь проработала в лор-кабинете и ей часто приходилось повышать голос при общении с туго слышащими людьми). Удивительно, как детки запоминают стихи, и как некоторые из них становятся любимыми. У нас это «Путаница» Чуковского и известное всем «Мишка косолапый по лесу идет». Как только слышит его – моментально расплывается в улыбке. Вообще же чтение стихов полезно и родителям – память развивать. Я сейчас столько всего наизусть знаю! Больше, чем в школе, точно.
Развивающие игры. Сегодня можно купить (а при желании найти и скачать бесплатно) огромное количество развивающих книг, в которых расписаны методики и конкретные практические занятия с малышами от рождения. Мы занимаемся по «Школе семи гномов». Я согласна с авторами-составителями, что мы и представить не можем, какой потенциал заложен в наших детях. Чем раньше начнешь заниматься – тем быстрее откроешь удивительные способности своего малыша. С первых дней жизни предлагается разглядывать простейшие цветные картинки, которые мы развешивали над кроваткой и меняли раз в 2-3 дня. Чем ребенок старше – тем занятия интереснее. К примеру, моя мама не верила, что это возможно, но в полгодика мы показываем из разных трех картинок на «нужную» – к примеру, где изображена знакома желтая утя (учились этому недели три, и когда дочь в первый раз показала на нее своей пятерней, моему счастью не было предела). Подруги говорят, что в 2 годика после занятий с подобными книгами дети считают до 11, и имеют очень богатый словарный запас.
Советы психолога. В заключении поделюсь записями, которые я вела на курсах будущих мам. Семейный психолог перинатального центра – Рожкова Снежана Владимировна – удивительная женщина, сама мама уже 6(!) малышей. Вот что она нам говорила.
- Старайтесь уйти от стереотипа, что первый год жизни малыша – это однообразие и скука. Меняйте маршруты во время прогулок, знакомьтесь с другими мамочками, находите новые игры с малышом и придумывайте их сами. Самое главное, чтобы вокруг бодрствующего ребенка среда была развивающей, мотивирующей на познание нового. Главный принцип игр с детьми до года – развлекая, провоцировать развитие. Все занятия должны иметь форму игры, быть непродолжительными и разнообразными. Как только вы видите, что ребенок потерял интерес к одной форме – переходите к другой. Творческий подход должен быть у вас во всем. Пространство, окружающее малыша, должно удовлетворять его познавательному интересу.
С самыми маленькими Снежана Владимировна рекомендует чаще разговаривать на языке народных потешек и уже с двух недель жизни выкладывать на развивающий коврик. С 5 месяцев ввести пальчиковую гимнастику. С 6 месяцев – сделать мешочек или коробку с «сокровищами» (это могут быть всевозможные вещи, игрушки, лоскутки, безопасные для ребенка). Также в этом возрасте можно сшить небольшие мешочки и наполнить их разной крупой, чтобы малыш перебирал их пальчиками и развивал мелкую моторику. С 8 месяцев малыша можно познакомить с песочной терапией (песок можно заменить манкой и рисовать на ней пальчиком или грабельками) и пальчиковой краской.
Что касается игрушек, то специалист рекомендует применять:
- 0-3 месяца – разные по звучанию погремушки, колокольчики;
- 3-6 месяцев – игрушки, которые удобно захватывать, облизывать и грызть;
- 6-9 месяцев – кубики, мякиши, простые пирамидки, вкладыши, мячики, книги;
-
9-12 месяцев – динамические игрушки, каталки, крупный конструктор, книги.