Чем занять бодрствующего младенца?

Чем занять бодрствующего младенца?автора

С пользой проводить время можно с первых дней жизни

Меня прокесарили. После суток в реанимации мне принесли дочь. В палате «Мать и дитя» мы были вдвоем. В эти первые дни ничего страшнее, чем остаться наедине с бодрствующей новорожденной дочерью, для меня не было. Страшно взять на руки, страшно поменять подгузник, страшно поднести к раковине и подмыть. Чего страшного? А мне все казалось, что я ее сейчас возьму и вывихну руку или ногу. Или обязательно уроню. Боялась ее плача, и первое время не знала, как успокоить ребенка, кроме как грудью. Но если первая неделя в роддоме была легче в том плане, что младенец практически полностью ее проспал, то когда мы приехали домой, я серьезно задалась вопросом, чем можно занять девочку, пока она не спит.

Интервалы бодрствования увеличивались. Все время висящий на титьке ребенок – это не вариант. Надо было искать другой способ успокоить, отвлечь, а еще лучше с пользой провести эти часы между сном.

Мобиль над кроваткой. Первой в нашей жизни отвлекалочкой стал мобиль. Какое-то время малышня игнорировала и звук, и движение этого чудо-устройства, но когда время пришло –  могла «зависнуть» минут на 20. А я в это время, к примеру, позавтракать, а повезет – так еще и зубы почистить. Понятно, что злоупотреблять этим смысла нет – все-таки рано или поздно эта шарманка малышу надоедает и он начинает кукситься и просить новых зрелищ. Тогда мы идем гулять по квартире.

Познавательная прогулка. Во-первых, у мамы на ручках лучше, чем в кроватке, уже от одного этого факта нам становилось веселей. Но помимо простого «таскания на руках» я устраивала ребенку что-то вроде экскурсии. Есть такая присказка, что чукча что видит, то и поет. Вот я «включала» чукчу и рассказывала:

- Посмотри, это наша комната. Здесь светло. Вот шкаф, за его стеклом книжки. Много-много разноцветных книжек. Ты подрастешь и будешь сама читать.

Так мы проходили все комнаты-кухни-коридоры-ванные. На это можно потратить минут 10-15. Все это время малыш будет внимательно слушать мамин голос, а в более старшем возрасте тянуться ручкой к предметам, о которых идет рассказ. В этом плане любимой «игрушкой» месяцев с двух у нас стал холодильник, на котором висело много разных магнитов. Дочка могла смотреть на него несколько минут, а месяцев с 4-5 она с огромным удовольствием начала эти магниты срывать и бросать на пол. Чем бы дитя не тешилось…

Анастасия, дочке Алисе 6 месяцев
Я в первый месяц больше была в шоке. Малышка была маленькая, недоношенная, мы с мужем учились с ней обходиться: купать, массажик делать. К концу первого месяца следили за погремушкой, проверяли реакцию на звук. Затем я уже была смелее, старалась, пока она не спит, делать массаж, переворачивать, прикладывать к ее рукам и ногам разные материалы, чтобы тактильные ощущения у нее разнообразить. Пела песни, читала стихи и книги, слушала музыку. Ближе к 5 месяцам стала рассказывать, что делаю, называть цвета предметов, складывать игрушки в миску, она их выкидывала оттуда, чтобы погрызть. Пирамидку купила, научила Алису хватать колечко, стягивать, называла цвета. Сейчас учим отвечать рукой на "дай пять!" Отвечает! Разговариваем, все трогаем, репетируем ползание, стимулируем физическими нагрузками тельце, поем, учим "привет, пока, спокойной ночи". Но вечное ощущение остается, что чего-то недодаем малышке. Надеюсь, что все будет хорошо и вовремя. Всем мамам удачи! 

Звуки. Первую неделю жизни малыша можно было не беспокоиться о том, что его разбудит громкая речь или другой звук. Но с другой стороны, мы не могли использовать это умение слышать и слушать себе на пользу. Когда пришло время – стали эксплуатировать его вовсю. Признаюсь, что дочь первые месяца три жизни была ну очень капризным ребенком. И как-то мы вычислили, что она моментально успокаивается на звук льющейся воды. Любую истерику можно было прекратить, просто открыв кран с водой. Позже я скачала на телефон треки под названием «Водопад», «Музыка рек» и т.п. И могла включать уже не воду (все-таки счетчики стоят, денежки капают), а музыку. Я слышала, что у других мам ребятки успокаиваются, к примеру, на звук включенного фена или на 6-ую симфонию Моцарта. Призываю и вас найти эту звуковую палочку-выручалочку. Работает на ура!

Зарядка. Первый курс массажа мы прошли довольно рано – в два месяца. Наша массажистка научила меня нескольким упражнениям, которые можно делать самостоятельно. С этих пор наше утро всегда начиналось с 10-15 минутной зарядки. Этот тактильный контакт очень нравился дочери. Были упражнения, от которых улыбка расцветала на ее лице, а были и те, от которых она сразу начинала канючить (к примеру, мы не сразу полюбили гимнастический мяч, потому что терпеть не могли лежать на животе). Но самым главным открытием, которым мы пользуемся и сейчас (нам почти 7 месяцев) стало то, что дочка полюбила счет. Видимо положительные эмоции на фоне моего голоса «Раз-два-три-четыре! Раз-два-три-четыре!» привели к тому, что сейчас ее капризы можно успокоить, просто начав считать. Она обожает смотреть, когда папа или мама сами делают зарядку и при этом считают.

Чтение. Примерно со второго месяца мы начали и читать. Очень заметно, что ребенку больше нравятся рифмованные вещи. А как важен голос чтеца! Просто с открытым ртом мой ребенок слушал свою прабабушку, у которой очень громкий и выразительный голос (она всю жизнь проработала в лор-кабинете и ей часто приходилось повышать голос при общении с туго слышащими людьми). Удивительно, как детки запоминают стихи, и как некоторые из них становятся любимыми. У нас это «Путаница» Чуковского и известное всем «Мишка косолапый по лесу идет». Как только слышит его – моментально расплывается в улыбке. Вообще же чтение стихов полезно и родителям – память развивать. Я сейчас столько всего наизусть знаю! Больше, чем в школе, точно.

Развивающие игры. Сегодня можно купить (а при желании найти и скачать бесплатно) огромное количество развивающих книг, в которых расписаны методики и конкретные практические занятия с малышами от рождения. Мы занимаемся по «Школе семи гномов». Я согласна с авторами-составителями, что мы и представить не можем, какой потенциал заложен в наших детях. Чем раньше начнешь заниматься – тем быстрее откроешь удивительные способности своего малыша. С первых дней жизни предлагается разглядывать простейшие цветные картинки, которые мы развешивали над кроваткой и меняли раз в 2-3 дня. Чем ребенок старше – тем занятия интереснее. К примеру, моя мама не верила, что это возможно, но в полгодика мы показываем из разных трех картинок на «нужную» – к примеру, где изображена знакома желтая утя (учились этому недели три, и когда дочь в первый раз показала на нее своей пятерней, моему счастью не было предела).  Подруги говорят, что в 2 годика после занятий с подобными книгами дети считают до 11, и имеют очень богатый словарный запас.

Ольга, сыну Климу 6 месяцев
Первый месяц у меня вообще как в тумане был! Видимо, послеродовый стресс и незнание, а также боязнь навредить своему ребенку сделали свое дело. Плюс ко всему были сильные колики и сынуля плохо спал, очень часто плакал, поэтому я могу только порадоваться за своих знакомых девочек, которые говорили, что первые 3-4 недели жизни малыша они просто отдыхали. Я очнулась, наверное, ко второму месяцу только! Когда малыш стал больше бодрствовать, то я ему пела песни, давала познакомиться с погремушками, включала классическую музыку. Он сейчас тоже еще очень любит и помнит эту музыку, сразу успокаивается и засыпает под Моцарта. Может, конечно, сказывается и то, что я беременная любила Моцарта слушать. А так старалась каждый день массажики ему делать - животик и ручки, т.к. у нас в них тонус был. Со временем он стал следить за кошками и собакой и это его хорошо увлекало.

Советы психолога. В заключении поделюсь записями, которые я вела на курсах будущих мам. Семейный психолог перинатального центра – Рожкова Снежана Владимировна – удивительная женщина, сама мама уже 6(!) малышей. Вот что она нам говорила.

- Старайтесь уйти от стереотипа, что первый год жизни малыша – это однообразие и скука. Меняйте маршруты во время прогулок, знакомьтесь с другими мамочками, находите новые игры с малышом и придумывайте их сами. Самое главное, чтобы вокруг бодрствующего ребенка среда была развивающей, мотивирующей на познание нового. Главный принцип игр с детьми до года – развлекая, провоцировать развитие. Все занятия должны иметь форму игры, быть непродолжительными и разнообразными. Как только вы видите, что ребенок потерял интерес к одной форме – переходите к другой. Творческий подход должен быть у вас во всем. Пространство, окружающее малыша, должно удовлетворять его познавательному интересу.

С самыми маленькими Снежана Владимировна рекомендует чаще разговаривать на языке народных потешек и уже с двух недель жизни выкладывать на развивающий коврик. С 5 месяцев ввести пальчиковую гимнастику. С 6 месяцев – сделать мешочек или коробку с «сокровищами» (это могут быть всевозможные вещи, игрушки, лоскутки, безопасные для ребенка). Также в этом возрасте можно сшить небольшие мешочки и наполнить их разной крупой, чтобы малыш перебирал их пальчиками и развивал мелкую моторику. С 8 месяцев малыша можно познакомить с песочной терапией (песок можно заменить манкой и рисовать на ней пальчиком или грабельками) и пальчиковой краской.

Что касается игрушек, то специалист рекомендует применять:

  • 0-3 месяца – разные по звучанию погремушки, колокольчики;
  • 3-6 месяцев – игрушки, которые удобно захватывать, облизывать и грызть;
  • 6-9 месяцев – кубики, мякиши, простые пирамидки, вкладыши, мячики, книги;
  • 9-12 месяцев – динамические игрушки, каталки, крупный конструктор, книги.
     

...

  • 0

Читайте также:

Популярное

Последние новости