Кировский психолог рассказала, какие дети чаще всего проявляют агрессию в школе и почему

Кировский психолог рассказала, какие дети чаще всего проявляют агрессию в школе и почемуФото progorod43.ru

В редакцию обратилась читательница "Pro Города" Елена М. и рассказала, что ее сын в школе подвергается буллингу (издевательство над одним из членов коллектива). По словам Елены, ребенок ходит в школу как на каторгу, со слезами, потому что его обижают все ребята: дразнят и унижают. В чем причина буллинга в школе и как себя вести детям и родителям, которые сталкиваются с подобными проблемами, спросили у школьного педагога и детского психолога.

Если ребенок – жертва.  Итак, как действовать в ситуации, когда вашего ребенка травят сверстники. Детский психолог Ольга Прозорова советует принимать меры сразу.

Само по себе ничего не пройдет и не рассосется. Нужно поговорит с ребенком, выслушать его аргументы и постараться увидеть проблему со всех сторон. Затем нужно обязательно идти в школу и разговаривать с классным руководителем, с учителем по поводу этого вопроса. Надо обязательно просить, чтобы обратили на это внимание, ведь ваш ребенок имеет право на безопасное обучение в школе. И здесь большую роль играет то, как учитель отреагировал на эту ситуацию, потому что только он может это все прекратить и только он может создать здоровую обстановку в классе.

Ольга рекомендует обращаться в совет школы, к директору и в министерство образования, если учитель не стремится разрешить ваш вопрос.

Родитель должен добиться того, чтобы в школе были приняты конкретные меры на изменение ситуации, чтобы не закрывались глаза на любые виды буллинга, а их бывает очень много! Это бывает не всегда явная травля, бывает скрытая. Родителям нужно держаться четкой позиции, что вы будете защищать своего ребенка и намерены добиваться того, чтобы это было прекращено. 

Феномен стадного чувства. Почему дети склонны находить жертву и обижать ее всем классом? Ольга, начиная беседу о буллинге, всегда предлагает ознакомиться с отрывком из энциклопедии французского философа Бернара Вербера об "Иерархии крыс". Автор описывает эксперимент, в результате которого выяснилось, что у крыс есть "козел отпущения", крайний, которого другие притесняют. То же самое у людей.

Дети поддерживают травлю, потому что на бессознательном уровне они понимают, что если козел отпущения каким-то способом покинет свое место (перейдет в другой класс или сможет изменить свое место в иерархии), то кто-то другой займет его место. А это страшно. Поэтому каждый ребенок, который приобщается к буллингу, гнобит козла отпущения, чтобы не гнобили его самого.

Мой ребенок – агрессор. Если вы поняли, что ваш ребенок – инициатор травли, то, как говорит Ольга, первым делом следует ему объяснить, что проказы не сойдут с рук.

Донесите ребенку, что любое его проявление агрессии будет пресечено, что ему придется обьяснять свои действия и извиняться. Чаще всего агрессию проявляют дети, которые сами испытывают страх или гнев. Тогда они вымещают агрессию на более слабых. Здесь надо разбираться с причинами.

Или второй вариант – когда дети имеют слабый эмоциональный интеллект. Они не понимают своих чувств и не различают чувства и эмоции у других людей. Не понимают, как их действия ранят. И над этим точно стоит работать. Лучше со специалистом.

Дети чаще всего могут проявлять агрессию по отношению к сверстникам в возрасте с 9 до 15 лет.

Кировчанка Наталия Шиляева, мама четверых детей:

Моего старшего сына начали травить, когда он учился в четвертом классе. Девочка дразнила его и взяла на слабо – ударишь, мол, или нет. И он стукнул, попал в живот. Потом я с ним, конечно, говорила, что не стоило так делать. Конфликт разрешился, он извинился перед девочкой. Но дальше весь класс ополчился против сына: обзывали, тыкали ручкой, пинали портфель. Даже учителя нам говорили менять школу вместо того, чтобы разбираться и помогать. Я была вынуждена пойти с ребенком к психотерапевту, где нам оказали профессиональную помощь. Там сына учили выстраивать отношения с одноклассниками правильно. Это небыстрый процесс – у нас ушло около полугода, чтобы наладить микроклимат в классе. Школьный психолог, кстати, не помогла нам решить проблему. Давала проходить тест, сказала, что мой сын агрессивный. Это не решение. 

С тех пор я взяла за правило хотя бы пять минут в день беседовать с каждым своим ребенком, узнавать, что их беспокоит.

В кировском Центре психиатрии и психического здоровья имени академика Бехтерева с 7:30 по 15:12 с понедельника по пятницу телефон доверия принимает звонки в рамках рубрики "Спроси у психолога". Телефон доверия 8 (800) 222 17-32.

Учитель биологии школы №70 Татьяна Пунгина:

 Травля делает школьные годы ужасными и может иметь тяжелые последствия. Хотя зачастую сами зачинщики травли не всегда понимают и правильно оценивают свои действия. От них можно слышать такие объяснения: что они просто так играют, что ученик просто не понимает шуток, что он плачет, хотя его никто не обижает, что ребенок просто чем-то не нравится одноклассникам. Очень важно учителю вовремя заметить ситуацию, когда кто-то из детей подвергается притеснениям в классе. Я проработала в школе 27 лет. Когда несколько лет назад, будучи классным руководителем, я заметила, как дети-семиклассники не здороваются с одной девочкой, насмехаются, осуждают, не садятся за одной партой, стараются унизить - я срочно попыталась поговорить с Аней.  Кто-то из детей занял позицию "моя хата с краю", кто-то пытался защитить "жертву".  Некоторые были зачинщиками травли и испытывали эйфорию.

Татьяна рассказала, что она пригласила родителей девочки, поговорили. Они тоже заметили изменения в поведении дочери: не хочет идти в школу, испытывает какой-то страх, стала замкнутой, чаще без причины грустит, гулять не ходит. Родители решили, что такое состояние дочери связано с возрастом.

Следующим моим шагом был разговор с классом, когда Аня приболела и в школе отсутствовала. На мои вопросы, как живет девочка, чем интересуется, что умеет, с кем дружит, каковы увлечения Ани, что дети заметили в ней плохого, ребята не смогли сказать ничего вразумительного, так как ничего не знали о ней. Зачинщики притеснений примолкли. Тогда встала одна девочка из класса и смело сказала, что Ане многие завидуют, так как Аня – увлеченный человек, она хорошо поет, учится в музыкалке. Это внесло определенный поворот в неприятное дело. А на следующей неделе на классном часе по моему предложению Аню избрали старостой класса. Я поддерживала ее во всем. Она стала помощником классного руководителя, старалась выполнять свои обязанности, постепенно стала заводилой в классе, прекратились насмешки, Аня стала более уверенной, общительной. Дети поверили ей. А потом еще неоднократно я неназойливо возвращалась к проблеме общения, взаимоотношений в коллективе.

Татьяна считает, что главное – направить отношения детей друг с другом в нужное русло. Учителю нельзя оставлять незамеченным любые проявления агрессии.

Бывает притеснение ребенка со стороны учителя, но в моей практике такого не наблюдалось.

Кировчанка Анна Теплова:

Отчетливо помню, в начальной школе в нашем классе была девочка, которую все считали изгоем. Боялись даже сидеть рядом с ней.  Дотронуться до нее считалось запрещенным и опасным.

Быть мальчиком низкого роста в классе тоже могло обернуться неприятностью. Одного такого заталкивали в угол и прижимали к стене. Одноклассники однажды дали ему вместо лимонада "Дюшес" выпить мочу в бутылке. 

Я была и жертвой, и соучастником разного рода буллинга. Сейчас вспоминаю эти случаи из детства, и мне страшно и стыдно. В то время мы совсем не осознавали, что творили. 

Опрос, проведенный в сообщесте "Про Город Киров" "ВКонтакте" показал, что почти одинаковое число опрошенных – около 40 процентов – либо видели травлю со стороны, либо сами были жертвой. Почти 13 процентов респондентов сами буллили кого-то в детстве, но сейчас испытывают за это стыд.

 
Хотите быть в курсе главных городских новостей? Подписывайтесь на наш телеграм-канал  t.me/progorod43news

...

  • 0

Популярное

Последние новости