О разговорах с кумирами, Versus и кировских группах: интервью Ромы Цепелева накануне концерта в Кирове

О разговорах с кумирами, Versus и кировских группах: интервью Ромы Цепелева накануне концерта в Кировефото Сергея Юферова

Основатель Illuminated Faces выступит в Кирове 17 июня

Рома Цепелев - один из самых известных кировских музыкантов. Он создавал музыку к спектаклям Бориса Павловича в "Театре на Спасской", со своим проектом Illuminated Faces написал два альбома, выступал на самых крупных российских фестивалях. Например, на "Пикнике "Афиши" и фестивале "Stereoleto". 

С новым проектом Soft Future он выступит 17 июня в "Конструктор - Практик". Накануне днем мы встретились в одном из баров города, поговорили о музыке, экстравагантных поступках, гримерке кумиров, кировских группах и вообще обо всем. 

Мы с тобой встретились поговорить о концерте, давай с него и начнем. Как ты думаешь, люди, которые никогда не слышали твою музыку, им понравится концерт? И почему?

Это хороший вопрос, я над ним думаю каждую секунду. Это девиз всей моей работы над концертом. Я стараюсь сделать так, чтобы не зависимо от музыки была какая-то атмосфера. Хочется вспотеть в три пота на сцене. Если кому-то музыка не понравится, то он посмотрит, что я весь такой потный бегаю на сцене и прыгаю, и это зацепит. Не буду стараться всем угодить. Иногда бывает даже классно, когда твои ожидания не оправдываются в лучшую сторону. В общем, отвечая на твой вопрос, не боюсь ли я, что вдруг людям не понравится: я боюсь, но я стараюсь. Если ты видишь какую-то работу, какую-то картину, и ты видишь, что в нее было вложено много, ты почувствуешь. 

Это будет другой проект - Soft Future - и там будет вокал.

Я буду петь, да. Я все равно сыграю какой-то материал из Illuminated Faces, но в основном, буду петь. Это будет важный скачок и важное изменение. Раньше я стоял за ноутбуком и улыбался, это очень скучно. Концерт ты всегда делаешь не только для зрителей, и чтобы денег подзаработать, но и чтобы что-то важное для тебя происходило. Я 5 лет гастролирую, стоя за ноутбуком. Образуется стена. Я упираюсь в нее, нет никакого диалога с залом. А диалог - вещь интересная и сложная, я хочу ее опробовать. У меня даже есть амбициозная мысль, чтобы зрители поучаствовали в создании музыки. Попробуем один трек создать вместе из ничего.

Soft Future - это будет как Illuminated Faces только со словами, или это будет что-то совсем другое?

Не будет такого, что раньше я играл электронику, а теперь стал играть панк-рок. Но Illuminated faces - это вера в хорошее будущее и оптимизм. А Soft Future передает другое состояние - мое внутреннее взросление. Название Soft Future для меня тревожное. Возможно, это моя саморефлексия. Есть мысль, что все артисты и художники искусством лечат свои раны. Я всю жизнь боюсь будущего, с детства от мыслей о будущем меня в холодный пот бросало. Поэтому я решил, что так назову, и это поможет мне не бояться будущего (soft future - в переводе с английского "мягкое будущее" - прим.ред.)

А кем ты мечтал стать в детстве?

Ты не поверишь, я в детском садике четко понимал, что буду рок-музыкантом в кожаной куртке, на мотоцикле.

Где дорожка свернула не туда, как ты пришел к электронике?

У меня уже есть кожаная куртка, велосипед. У меня отец очень любил ходить на рок-концерты. Видимо, это как-то с генами передалось.

Ты написал музыку к фильму "Клад". Это детский фильм про приключения. Как ты попал в этот проект?

Они сами на меня вышли. Сказали, что уже взяли один трек для фильма. Спросили, не буду ли против. Документы, волокита, нужно было все это уладить. Я, конечно же, был рад. После сказали, что все очень подошло и предложили дописать остальную музыку. Все равно "Клад" - фильм жанровый, это не Джим Джармуш. Была сложная задача, потому что в жанровом кино музыка должна быть определенная. Где страшно, там страшно, а не загадочно, например. До этого я работал только с театром. А в театре в нашей стране часто бывает тоталитаризм. Такого не было с Павловичем, который умел создать команду. В кино тебя нанимают, чтобы ты просто делал, а не чтобы указывать. Это очень тяжело, круто и ответственно. Я сейчас работаю над музыкой к еще одному фильму с тем же режиссером Ириной Волковой. Это будет уже более смелая взрослая картина.

А для театра по-прежнему пишешь музыку?

Да, но пока не в Кирове. Мне кажется, я никогда не завяжу с театром, потому что это очень дисциплинирует и дает особенный контакт с людьми. Если говорить про "Театр на Спасской" , это моя любовь на век. 

Ты на несколько городов живешь или всегда здесь?

В основном в Кирове.

Почему здесь?

Я как любой уважающий себя кировчанин задумывался о переезде. И переезжал несколько раз. Но я очень люблю Киров, здесь есть ценное для меня. Это люди, тот же "Театр на Спасской". В Кирове особенный уровень саморефлексии, что-то похожее я видел в Новосибирске. Может быть я перееду, но любовь от этого будет не меньше.

Если бы сейчас перед тобой сидел 18-летний выпускник и спросил: "Рома, вот назови три причины остаться здесь, и я останусь". Что бы ты сказал?

Нужно понять, чего он хочет. Если он хочет черти знает чего, то говорить ему что-то бесполезно. Если человек понимает, что он хочет, скажем, снимать полнометражное кино, то в Кирове ему делать нечего. Потому что здесь нет никакой базы для этого. Если он хочет открыть бар, то это можно сделать и здесь. Главное - не заниматься самопожертованием: вот я люблю Киров, всю жизнь положу, и буду здесь все менять. Киров - город классный, но инертный. Пока ты двигаешь, все двигается.

В недавнем интервью на "Дымке" вы говорили про "Акустику". Это первая попытка сделать в Кирове уличный городской музыкальный фестиваль. И ты сказал, что не получилось, несмотря на все старания организаторов. Почему? И вообще, в Кирове реально что-то такое сделать?

С каждым годом становится все реальнее. Мы говорили в контексте сравнения этого фестиваля с другим, например, фестивалем Field Day в Лондоне. Это дневной фестиваль на большой поляне или в парке, и там выступают местные группы, не кавер. В этом смысле, мне кажется, подкачал наш музыкальный материал. Там был хэдлайнер, и те кто покупали билет, а он был довольно дорогой (цена варьировалась от 700 до 5000 рублей - прим. ред.), покупали не на кавер-группу, а на хэдлайнера. А городской фестиваль должен быть культурным срезом за год. В этом году точно надо делать, потому что за это время город медленно, но меняется в лучшую сторону. Мне хочется в это верить. 

На каком самом классном концерте ты был?

New Order, с детства это моя любимая группа. Я накануне концерта подрался, рука была в гипсе. Я там прыгал, несмотря на перелом. А потом я пришел к группе в гримерку. И там вокалист New Order меня спрашивает: "Чего у тебя рука сломана?". "Подрался из-за девушки", - отвечаю. "Ха, какое клише". "Клише, сам что ли никогда не дрался?" "Ну да, дрался," - и показал мне прием, чуть в голову не вмазал. Я после этого сиял еще полгода.

А если бы ты был организатором фестиваля, кого бы позвал? Расскажи про свой идеальный line-up.

Позвал бы все свои любимые группы. Ника Кейва, Underworld, New Order. Но надо понимать, что это бизнес, думать о том, чтобы это все как-то отбилось. Кажется, в Лондоне есть фестиваль, он проходит в бывшем локомотивном депо. Они каждый год выбирают музыканта, крутого, молодого, и говорят: "На, делай фестиваль, делай, что хочешь". Но они это продают как бренд от музыканта. Поэтому, собрав все свои любимые группы, надо подумать над тем, чтобы и зрители подтянулись. Например, группу The XX позвать. Я бы звал тех, кто классно выступает. Как говорил Игги Поп. Он же довольно странный на сцене, маслом обмазывается ореховым, ведет себя нелепо, не боится быть смешным. Он сказал в одном интервью, что когда они начинали выступать, были никому не интересны, и надо было постараться, чтобы тебя запомнили и куда-то еще раз позвали. Те группы, которые поняли, что концерт - это магия, вот их всех бы позвал. Не важно, люблю или нет. 

В прошлый раз мы с тобой говорили про твой проект музыкального перекрестка. Что с ним произошло?

Он прошел очень тихо и незаметно. Мне кажется, мог сделать лучше. Все работало, все было, но было куча проблем с музеем. Больше не с теми, кто организовывал, а с бабушками, которые ворчали, что что-то шумит. Было классно все это попробовать, но в итоге остался собой недоволен. То, что никто о пректе не узнал, была вина не только в отсутствии рекламы, но и в том, что мы как-то не так сработали. Либо это было не то место в городе. 

Сколько дней проект прожил? Сколько дней играла музыка в зависимости от того, что происходило на улице?

Дня два. А дальше либо охранник аппаратуру выключал, либо приходили жаловались из офисов. По ночам все выключали. Должно было быть две недели, а в итоге получилось: то было, то не было. Но я даже этому благодарен, что как-то пустили, помогали во всем. Городские проекты - штука интересная, я буду рад попробовать еще раз сделать что-то такое. Но готовиться буду серьезнее.

Какой самый экстравагантный поступок в жизни ты совершал? Не на сцене.

У меня была бурная юность, но такой экстравагантный... Как-то раз я придумал безобидный, как мне казалось, перфоманс в сети. Учителя в Кирове очень не любили Бориса Павловича. Потому что Пушкин у него надевал сапоги резиновые, слушал радио. Тогда это возмущало, такого не было в "Дубровском", например. И учителя вставали, уводили классы во время спектаклей, писали бумаги бесконечные на Бориса. И когда он уже уехал, был новый худрук, который мне не нравился, я написал пост в соцсети. О том, что учителя Кирова требуют вернуть Павловича, пишут на имя губернатора письма, что им не нравится новый худрук. И добавил, что это появилось на первой полосе газеты. Это была просто шутка, мой протест против учителей, которые непонятно чего добивались. После этого начался кошмар: сорвали телефоны в театре, мне писали сообщения, это вышло чуть ли не на федеральный уровень. Потом я написал, что это шутка. После новый худрук публично пообещала мне кадык вырвать при встрече. К счастью, мы с ней больше не виделись.

Расскажи, как происходит твой личный процесс написания музыки? 

Для меня это точно такая же магия, как картины. То, что ты берешь кисточку и краски - это понятно, но все остальное - это магия. Я очень люблю живопись и люблю больше от того, что не понимаю, как это сделать. А музыка пишется довольно скучно. Ты просто сидишь и вкалываешь. Получается легче, если заниматься регулярно, есть дисциплина. И другие люди очень помогают писать музыку. Я поклонник людей. Ты берешь все, что они делают, нещадно воруешь, перевариваешь, людей используешь, из этого и получается музыка. Больше всего, конечно, моей девушке достается, ее использую беспощадно.

Как ты к критике относишься?

Как к ресурсу. Классно, когда она есть. Классно, когда она положительная или хотя бы конструктивная. Если негативная, все равно хорошо. Когда нужно, ты ее используешь в своих целях. Говоря о критике, у нас город сложный. Ты что-то делаешь и получаешь нулевую отдачу, чаще всего. У "Миграции" недавно был новый спектакль, они там странно двигаются. Как на картинах Ван Гога, такая странная мазня, и тебе кажется, что ты можешь сделать так же. После спектакля в книге отзывов было написано детской рукой : "Я могу так же на сцене дергаться". Классный отзыв. Но чаще всего в Кирове просто тишина. Может быть дело в том, что мало делаем.

Какие кировские группы слушаешь?

Как-то раз я был в этом же баре. Видимо бармены друзья с одной нашей группой Curacao. Тогда у них вышел новый альбом, и его включили здесь. Мне очень понравилось. 

Хорошо, а российские?

Есть классные песни у Кирилла Иванова, который из группы СБПЧ. Они как будто читают те же книжки, что и я про концерты, знают, как это все устроить. Только у них все гораздо лучше, чем у меня получается, и чаще, и денег немножко больше они получают. Я был как-то раз на концерте группы "Токио" в Перми. Там настолько мощный фронтмен, что они смогли сделать концерт практически мирового уровня. А после мне повезло побывать в гримерке, с музыкантами поговорить. Я рассказал, что очень любил их самый первый альбом. И ребята меня поблагодарили. Сказали, что именно на него у них было ноль фидбэка.

Когда ты последний раз чувствовал себя счастливым?

Сейчас я очень счастлив. Когда шел сюда, был счастлив. Не потому что я такой дурак и хожу все время счастливый. Когда готовишься к концерту бывает очень страшно, до боли в животе. И когда так тяжело, больно, ты чувствуешь, что вот она жизнь и после тебе хочется больше такого.

А после концерта какие ощущения бывают?

Прямо перед выходом на сцену всегда есть желание уйти домой, поливать цветы, и сказать зрителям: "Извините, ребята, вот мой предел - цветочки и все". А потом на сцену выходишь и понимаешь, как здесь классно, и все ты делал не зря. Сразу хочется, чтобы завтра снова был концерт. 

Как последний раз твои вкусы максимально не совпадали с общественными? Например, когда начинается всеобщий хайп по поводу сериала "Молодой папа" или фильма "Чужой" или еще чего-то, а тебе прямо категорически не нравится. 

Такое бывает часто. Но мне очень понравился "Молодой папа". Я пересмотрел каждую серию. Я люблю, когда мои вкусы не совпадают с общественными. Даже в концертах, в альбомах, в одежде мне нравится не оправдывать ожидания. В 2011 году было модно подгибать брюки снизу. В 2012 - это было уже позорно. И вдруг в 2017 все школьники подгибают брюки и ходят в бомберах. Я помню, как лет пять назад мы искали какой-то бомбер с цветами, и это было вау. В общем, все дело в референтных группах, кому что нравится. 

Тебе нравится группа "Грибы"?

К ней не прикапаться. Она мне не нравится, но там все сделано идеально. Так мощно отточено, видно что все члены команды проделали большую работу. Их можно уважать уже за это.

А YouTube увлекаешься? Какие ролики там смотришь?

Я смотрю там в основном музыкальные клипы. Может быть я немножко отстал. Учу английский язык. Очень потребительски к YouTube отношусь. 

Думал над тем, чтобы сам что-нибудь поснимать?

Сейчас буду готовить клип. Над ним будет работать тот же режиссер, что делала "Клад", мы подружились. Вот с этого начну осваивать YouTube. Честно говоря, никогда не задумывался об этом серьезно. Пока мне хочется как музыкант состояться, а потом лезть на Youtube. Это интересно как коммуникация, но пока я любуюсь, как потребитель. 

Ты смотришь Versus?

Что это такое?

Это шоу на Youtube. Там два человека, два противника начинают давить на слабые стороны оппонента. Все в стиле рэп. 

А зачем так делать?

Ну, таким образом они выясняют отношения. Организатор говорит, что создал Versus, чтобы люди решали проблемы не на кулаках или в сообщениях в сети, а выясняли все на словах, делали из этого шоу.

А почему это кому-то интересно?

Хороший вопрос.

Я сейчас почувствовал себя старым.  Я похоже пропустил целый культурный блок. Я хорошо отношусь к рэпу, но мне не нравятся школьники, у которых 200 тысяч подписчиков, и на концертах они читают что-то про то, как всех ненавидят. В это вложено мало сил. Они как будто халявят, и это чувствуется. Группа "Грибы" - это же тоже рэп, но они такие классные, так все продумали. 

У музыкантов бывают выходные?

Дисциплина - это все. Не бывает выходных, ты сам себя организовываешь: все дни выходные и одновременно - ни одного выходного. Это больше похоже на спорт. Здесь тоже важно, чтобы между нагрузками были одинаковые промежутки. Самое простое - найти менеджера, который будет тебя пинать. У меня такого нет. Кстати, все книжки по тайм-менеджменту не работают, я пробовал. Легче всего, когда ты в команде и понимаешь, что от тебя зависят другие люди. Умение брать на себя ответственность помогает самодисциплине. 

Я тут прочитала статью про человека, ему 68 лет и у него всего 50 вещей. Он продвигает философию минимализма и отказа от лишнего. Вот от каких вещей ты бы никогда не смог отказаться?

От всей своей одежды, я ее обожаю. От этих очков, от всей своей аппаратуры. Честно говоря, обожаю все свои вещи. Может быть еще и от того, я рос во время СССР, тогда вещи попадали к тебе не так часто и ты их ценил больше. Чувак, про которого ты говоришь, просто гений.

Когда ты последний раз ходил в кино? 

На фильм "Большой всплеск" тем летом. Это ремейк "Бассейна" Жака Дере. Но у Дере показаны люди через их недостатки, а здесь наоборот, о том, что все хорошие. Главную героиню играет Тильда Суинтон, весь актерский состав - потрясающий. На афишах было написано, что это эротический триллер. И тетеньки в зале, которым за..., когда все кончилось, были очень недовольны. Говорили, это худший фильм, что они видели. Хотя фильм идеальный. Сейчас смотрю "Твин Пикс" Дэвида Линча. И после выхожу на улицу, и на глазах как будто остается этот фильтр Линча. Смотрю на стол и думаю, что в нем тоже есть какая-то красота. Человеческий мозг устроен так, что мы во всем ищем порядок. Я постепенно прихожу к пониманию, что самое ценное для меня - это чужой порядок, узнать, как другой человек все изучает, воспринимает. Ты принимаешь это и сам прокачиваешься.

Современное российское искусство и фильмы в том числе ругают за то, что там картина тяжелой России, страны, где жить в принципе непросто. Тебе эта философия не претит?

Мне кажется, что искусство для этого и нужно. Чтобы с помощью него мы как-то себя унижали, испытывали. Это способ изучения мира, мы показываем, вот такие мы стремные. И когда мы это показываем, мы понимаем, что такими быть не нужно. И неприятно, и хочется стать лучше, и через такие самооскорбления ты все равно будешь меняться. Есть и другой путь - показывать пример того, как надо. Это тоже классно. Я поклонник Уэса Андерсена, который показывает идеальную красоту и идеальный порядок.

Soft Future
17 июня, Кнструктор-Практик
Начало в 19.00

...

  • 0

Популярное

Последние новости