Как вернуть радость жизни? Ответ на этот вопрос 1000 лет назад дал мудрый Омар Хайям
- 24 февраля 19:30
- administrator

Омар Хайям, светоч персидской мысли, оставил нам в наследие рубаи, полные мудрости и тонкого понимания человеческой природы.
Сквозь призму его четверостиший мы видим отражение вечных тем: любви, радости, и, конечно же, зависти – чувства, способного омрачить даже самые светлые моменты. Хайям не просто констатирует наличие этих эмоций, он исследует их природу, их влияние на наши поступки и отношения с окружающими.
В одном из рубаи он искусно противопоставляет два символических образа: "колючку" и "любовный цветок".
"Не в колючке — в любовном цветке аромат,
Сластолюбец не каждый им также объят.
Не взирай же с презреньем на жизнелюбивых -
Чем ты сам обделен, тем твой ближний богат"
Колючка, в этом контексте, предстает как метафора жизни, лишенной радости и удовольствия, жизни, скованной ограничениями и самоотречением. Это путь, выбираемый теми, кто отказывается от естественного стремления к счастью, кто видит мир в серых тонах.
Напротив, "любовный цветок" – это символ полноты жизни, радости, красоты и чувственности. Он источает тот самый "аромат", который, по мнению Хайяма, и есть суть истинного бытия. Этот аромат доступен не каждому; это дар, способность видеть прекрасное в простых вещах, находить удовольствие в каждом прожитом дне. Это умение любить – не только другого человека, но и саму жизнь во всех ее проявлениях.
Хайям отмечает, что не все обладают этим даром. Некоторые не способны или не желают принимать радость, и, как следствие, осуждают тех, кто умеет наслаждаться жизнью. Им кажется, что жизнелюбие – это что-то непристойное, недостойное. В их глазах, стремление к удовольствиям – это порок, а счастье – иллюзия.
Именно здесь Хайям призывает нас к терпимости и пониманию. Он предостерегает от высокомерного взгляда на тех, кто умеет жить в радости. Тот факт, что кто-то сам отказывается от удовольствий или лишен возможности их испытывать, не дает ему права презирать тех, кто наслаждается жизнью. Осуждение, в данном случае, – это проявление внутренней пустоты и непонимания, отражение собственной неудовлетворенности.
Зависть и осуждение – это симптомы душевной болезни, признак того, что человеку самому не хватает радости и простых человеческих удовольствий. Он проецирует свою собственную неудовлетворенность на тех, кто кажется ему более счастливым. Эта проекция – попытка оправдать собственную неспособность к счастью, найти виноватого в своей несчастливости.
В конечном счете, и тем, кто умеет радоваться, и тем, кто испытывает зависть, стоит стремиться к одному – к доброте и терпимости по отношению друг к другу. Понимание и сочувствие – вот тот фундамент, на котором строится гармония и взаимопонимание в мире, где каждый ищет свой путь к счастью. Хайям учит нас не судить других по своим меркам, а принимать их такими, какие они есть, с их радостями и печалями, с их сильными и слабыми сторонами. Только так мы можем построить мир, в котором каждый сможет найти свой "любовный цветок" и насладиться его неповторимым ароматом.
Читайте также:
- Решите пример в уме: вы переплюнете наследников Архимеда, если ответите за 15 секунд, успеете?
- Все, у кого есть цифры 3, 7, 2, 9 в дате рождения – вот, что ждет вас в марте
- Хитрые хозяйки сыплют соль на фольгу и бед не знают: вот зачем это нужно - два полезных совета
- Эту услугу проводники РЖД обязаны оказать в купе и плацкарте, но сами не предложат: секрет бывалых туристов
- Теперь это запрещено. Пожилых людей, доживших до 70 лет, ждет сюрприз с марта
- Записывайте точные даты посева овощей на рассаду - эксперты рассказали, как получить хороший урожай в 2025 году